Идеалисты и материалисты в философии уже давненько бьются практически в кровь, отстаивая свою точку зрения о том, что первично - материя или дух.
С другой стороны, если оперировать диалектикой и её основным законом о единстве и борьбе противоположностей, то будет ли правомерен вопрос о том, что первично из этих двух противоположностей?
Получается, что тот, кто становится на какую-либо из сторон, искусственно возвеличивает одну из изначально вроде равнозначных противоположностей. Потому как, если уж это противоположности, то они должны быть в обязательном порядке равнозначными и ни одна из сторон не может быть доминирующей и полностью уничтожающей свою противоположность. Как, впрочем, и сама мысль о том, что какая-либо из этих противоположностей является порождением другой, выглядит как минимум странно. Источник у противоположностей должен быть один, а сами они являются лишь отражением противоположных процессов в источнике. Противоположности появляются не сами по себе, а выходят из одного источника. И уж тем более не порождают друг друга. Взаимодействую противоположности порождают нечто новое, новое состояние, знание и т.д. Такой уж вот дуализм.
Безусловно, если речь идет о соотношении этих противоположностей в ограниченной системе координат, в том числе и временной, то какая-либо из противоположностей в этой конкретной системе координат вполне может быть в доминирующей позиции, что и определяет отношение к ней внутри этой ограниченной системы. Отсюда вполне понятное отношение материалистов к идеалистам в нашем материальном мире, поскольку ничего, кроме материи и материального восприятия нам объективно недоступно. Наша материальная наука не в состоянии зафиксировать или определить нечто нематериальное. Мало того, как только нам удается зафиксировать что-либо, то это зафиксированное сразу становится материальным, ибо зафиксировано материальными средствами и в материи. Безусловно, можно порассуждать, опять же диалектически, о том, что противоположности едины и неотделимо присутствуют одна в другой. Да, диалектически это наверняка так. Но и здесь мы опять сталкиваемся с тем, что нам нашими материальными средствами невозможно четко определить, что можно отнести к одной противоположности, а что к другой. Ибо то, что мы не можем зафиксировать, недоказуемо, а то, что можем зафиксировать, материально. Отсюда любые рассуждения о духе, об идеальном являются лишь областью наших фантазий, игр разума и выдумок. Исходя из принципов диалектики, мы вынуждены согласиться с тем, что вопрос о первичности материи или духа является как минимум некорректным, так как познание нематериального нам просто не доступно.
Скажу больше, все мы здесь вынужденные материалисты, ибо, увы и ах, ничего нам здесь недоступно, кроме объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Мы живем в материи, окружены материей, питаемся материей и даже думаем только материальными образами. Даже о противоположности материи, о духе мы способны рассуждать только в материальных образах. Но, только рассуждать, ибо ничего из нематериального нам в этом мире объективно недоступно. Мало того, любое расширение наших познаний в сторону того, что мы считаем нематериальным, моментально переводит новые знания о нематериальном в разряд материального.
Можно конечно вслед за самыми отмороженными материалистами попытаться встать на позицию того, что даже наше сознание является всего лишь продуктом нашего мозга, типа мысль выделяется в мозгах подобно тому, как выделяется желудочный сок в желудке. И отчасти это вполне объективное восприятие реальности, так как практика существования всего человечества показывает, что мысль не существует вне материального мозга. По крайней мере, такое событие никогда не было зафиксировано, скопировано, сфотографировано и т.д. Но, с другой стороны, природа происхождения сознания, как и процесс появления мыслей в процессе работы головного мозга, остаются пока глубокой тайной для современной науки. Умение человека мыслить абстрактно, образами, зачастую противоречащими любым материальным законам, сновидения, интуиция и прочее – всё это ставит под сомнение процесс выделения мыслей мозгом подобно тому, как желудочный сок выделяется в желудке, тем более, что фиксировать эту мысль в отличие от желудочного сока, у человека пока не получается. Но и не доказывает обратное, ибо, как сказано было выше, ничего нематериального человеку в материальному недоступно.
При всём при том, руководствуясь основным диалектическим принципом единства и борьбы противоположностей, мы вынуждены согласиться с тем, что материя обязательным образом наполнена её противоположностью – духом, сознанием, то есть идеальным.
Нам остается лишь рассуждать на тему идеального и выбирать свою концепцию понимания этого непознаваемого.
Концепция гностицизма является, по крайней мере для меня лично, наименее противоречивой из всех известных философских и религиозных концепций и, кроме того, прекрасно укладывается в рамки диалектики.
К основному вопросу философии
К основному вопросу философии
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)
Re: К основному вопросу философии
Физики нам говорят, что материя - это одна из форм энергии, и частицы то появляются, то исчезают (аннигилируют). И если "углубляться" в материю, то мы достигаем уровня, когда нет уже ни вещества, ни поля (нет материи). Аннигилируя, частицы превращаются в фотоны. У фотонов нет массы, нет электрического заряда, фотон - ни часть вещества, ни часть поля. А фотоны - это ведь свет )
Может быть, на данном историческом отрезке, узнав об этом, можно по-новому осмысливать понятия "материи" и "духа", не противопоставляя их?.. Может быть, наш физический мир спокойно вмещает в себя и "дух", наравне с материей?... И не противоречит при этом физике. Просто мы еще не всю физику знаем.
Возможно, сознание (мысль) пусть и не материальные, но вполне себе физические объекты?...
Такая вот мысль
Может быть, на данном историческом отрезке, узнав об этом, можно по-новому осмысливать понятия "материи" и "духа", не противопоставляя их?.. Может быть, наш физический мир спокойно вмещает в себя и "дух", наравне с материей?... И не противоречит при этом физике. Просто мы еще не всю физику знаем.
Возможно, сознание (мысль) пусть и не материальные, но вполне себе физические объекты?...
Такая вот мысль
Re: К основному вопросу философии
Как я писал выше, нам недоступно никакое познание, кроме познания материи. Потому фиксируя фотон, мы всё равно фиксируем материю и только. Всё, что нам удается зафиксировать, автоматически превращается в материю. Но ведь фишка именно в том, что материя и дух, как две противоположности, согласно диалектики, являются единым целым и не существуют одно без другого. Очевидно и другое, чтобы познать нечто нематериальное, надо стать нематериальным. Потому не будем торопиться и смешивать горячее с длинным, если мы что-то познаем в материи, это наука, а если мы рассуждаем о чем-то нематериальном, то это философия. Но, очень важно, что эти понятия неразделимы. Просто необходимо осознавать свои возможности и не пытаться превратить философские концепции в реальность. Иначе мы скатываемся в веру и религиозность. Когда-то ведь и Землю считали плоской. (Хотя и у плоской теории сегодня полно последователей).
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)
Re: К основному вопросу философии
Философские концепции и есть «реальность» - так вот нам современная теоретическая физика преподносит. И говорит: прошу любить и жаловать. Лично я рада.