Оригинальность религиозно-философской концепции гностицизма заключается в том, что это единственная из всех известных концепция, которая определяет весь окружающий нас материальный мир, как Ничто (небытие). Бытием эта концепция определяет идеальный мир (Плерому). Фактически эти миры едины и находятся в постоянном процессе борьбы друг с другом. Небытие вытягивает Свет (Жизнь) из Плеромы, наполняя его страданиями, а Бытие очищает Свет от страданий и возвращает его в Плерому.
Как определяет гностическая космогония, для перехода по менее травмирующему пути возврата Света в Плерому, то есть для ухода от Небытия к Бытию, необходимо здесь в материальном мире приобретать Знание (Гнозис), которое в общем и целом сводится к пониманию, осознанию и приятию того факта, что окружающий нас мир есть Небытие и в человеке есть то, что принадлежит Бытию, которое может и должно вернуться в Бытие.
Приобретение этого Знания приводит к определенному изменению сознания – перерождению (метанойе), то есть к приобретению нового качества. И в этом мы видим определенный переход количественных изменений в качественные. Сознание, приобретя определённое количество знаний, меняет своё качество, приобретая новый взгляд на окружающий мир и своё место в этом мире.
Процесс перехода из небытия в Бытие через некую буферную зону, называемую в гностической космогонии местами середины, может рассматриваться, как механизм развития, который проходит новый цикл. Сначала отрицается то бытие, в котором мы живем, то есть окружающий нас мир, который признаётся небытием. После физической смерти человека согласно гностической космогонии, открывается проход в места середины, становящиеся в момент перехода нашим бытием. Далее, в процессе пребывания в местах середины, отрицаются и сами места середины, как бытие, и они также признаются частью небытия, что открывает проход в Плерому – в настоящие Бытие. Направление, форма и результат развития выражаются в отрицании отрицания.
Удивительным образом религиозно-философская концепция гностицизма укладывается в рамки диалектики.
Если мы посмотрим первый закон диалектики – закон о единстве и борьбе противоположностей, то само утверждение о том, что материя первична, грубо противоречит этому закону. Ибо материя и дух едины, являясь противоположностями, и они не существуют в наших условиях один без другого.
По мысли Гегеля, «всякая философия есть по существу идеализм или по крайней мере имеет его своим принципом, и вопрос затем заключается лишь в том, насколько этот принцип действительно проведён… Противоположение идеалистической и реалистической философии не имеет поэтому никакого значения. Философия, которая приписывала бы конечному существованию как таковому истинное, последнее, абсолютное бытие, не заслуживала бы названия философии»
И понимание философии Гегеля весьма затруднительно, если не принимать во внимание его, Гегеля, глубокую религиозность. Впрочем, как и всех последующих классиков диалектического материализма, чьё взросление и становление миропонимание никак не оторвать от религиозной среды.
Следовательно, диалектический материализм, являясь в большей степени мировоззрением, а не философией, описывает положение дел в материальном мире, не отделяя идеальное от материи.
А положение дел у нас здесь в материальном мире, скажем прямо, совсем не простое. И это не простое положение длится уже не одну тысячу лет. Вопиющая несправедливость материального мира всегда будоражила умы, побуждая к поиску выхода из несправедливости.
Гностическая космогония в своем чистом виде всегда была и остается достаточно сложным предметом для понимания её широкими массами. Потому попытки внедрения её в массы всегда заканчивались катастрофической вульгаризацией самой идеи.
Диапазон этих изуродованных представлений простирается достаточно широко, от магической ритуализации идеи, до концепции построения царства божьего на земле.
На самом же деле магия гностицизма состоит именно в преображении сознания (метанойе) и достигается оно не ритуалами, а приобретением Знания. И Знания не как некой мистической составляющей, которая также имеет место быть и без которой невозможно преображение как таковое, а всеобъемлющим изучением и осмыслением исторических и философских материалов, уже имеющихся в распоряжении человечества. Результатом чего и является приобретение того самого мистического Знания, которому обязательно нужна серьезная образовательная база. То есть, для понимания и принятия концепции гностицизма, для так называемого раскрытия одного из потенциалов человека – человека духовного (пневматика) требуется определенный образовательный уровень, дать который необходимо самым широким массам.
Из опыта нашего существования в этом мире мы знаем, что получить достаточно высокий образовательный уровень возможно при условии наличия у человека свободного времени и желании потратить это свободное время на творческое освоение миропонимания.
Отсюда следует, что человечеству необходимо создание той формы общества в этом мире, которая даст высокий уровень образования и наличие свободного времени при достаточном экономическом благополучии и дружелюбном отношении человека к человеку.
История развития человеческой мысли и опыт построения социально-экономических формаций однозначно указывает нам на модель, способную удовлетворить всем, указанным выше требованиям. Безусловно, такой моделью является марксистская модель построения коммунистического общества.
Разбираться с этим вопросом, памятуя о том, что Знание — это Сила, действительно необходимо.
Поверхностное понимание марксизма, как и поверхностное понимание гностицизма, порождает ту самую вульгаризацию идеи, которая, при попытках внедрения её на практике, приводит к воистину катастрофическим последствиям.
ЗЫ. Обгадить любую идею довольно просто. Потому, прежде чем что-то написать, задумайтесь над словами Жана Поля Сартра: «Любой антикоммунист – это паскуда!»
Левый уклонизм
Левый уклонизм
Последний раз редактировалось dascher 06 июн 2024, 10:49, всего редактировалось 1 раз.
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)
Re: Левый уклонизм
Мне в теории социализма не нравится (то есть пугает и отталкивает) отрицание индивидуальности и уникальности отдельной личности. Но вроде практически крайностей таких не было. Хотя, как там в Северной Корее сейчас, мы не знаем.
С образованием и свободным временем в СССР (и не только при Сталине) действительно было все в порядке, согласна. Красный террор (при Ленине), и дальнейшие чистки и репрессии (при Сталине) - вот это, конечно, жесть.
Ещё у меня есть мысль, что несправедливость материального мира - это как бы момент фундаментальный, основополагающий. И поэтому достичь общественной формы, при которой исчезла бы несправедливость, как бы и нельзя...
С образованием и свободным временем в СССР (и не только при Сталине) действительно было все в порядке, согласна. Красный террор (при Ленине), и дальнейшие чистки и репрессии (при Сталине) - вот это, конечно, жесть.
Ещё у меня есть мысль, что несправедливость материального мира - это как бы момент фундаментальный, основополагающий. И поэтому достичь общественной формы, при которой исчезла бы несправедливость, как бы и нельзя...
Re: Левый уклонизм
В теории социализма нет отрицания индивидуальности и уникальности отдельной личности. Скорее наоборот, декларируется уникальность каждой личности, но, как существу социальному, человеку просто необходимо соблюдать правила коллективного социума и при социализме лишь устанавливается порядок в том, чтобы индивидуальность и уникальность отдельной личности не наносила вреда другим. И этот постулат идет еще от либеральной демократии - ваша свобода заканчивается там, где начинается моя...
В Северной Корее, безусловно, весьма и весьма своеобразное понимание социализма. Но, при этом надо отдать им должное, они очень высокотехнологичное общество, раз уж производит атомные бомбы, компьютерные программы, смартфоны и т.д., и у них нет нищих, при том, что они уже много десятилетий живут в условиях жесточайших санкций и сырьевом голоде.
Что касается красного террора (кстати, белый был пожестче), чисток и репрессий, то процентов на 90 нам откровенно втюхивают мифы, которые при изучении документов той эпохи, элементарно разлетаются в пух и прах. Здесь хорошая аналогия с изучением "ужасного", "развратного" и даже "фашистского" гностицизма, который на поверку оказывается совершенно другим, чем его пытаются нам представить. Очень похожая ситуация со сталинским периодом СССР. Мифов на порядок больше, но и документов тех лет предостаточно для того, чтобы составить объективное мнение и не воспринимать те времена, как жесть. Думаю, что сегодня этой жести на порядок больше.
И да, вы правы, несправедливость материального мира - это момент фундаментальный, основополагающий и именно поэтому есть необходимость найти возможность облегчения существования в этом мире. Как говорится, если уж сидишь пожизненно в камере, то лучше её как-то украсить, чтобы радовала глаз, а не навивала постоянно состояние безнадеги...
В Северной Корее, безусловно, весьма и весьма своеобразное понимание социализма. Но, при этом надо отдать им должное, они очень высокотехнологичное общество, раз уж производит атомные бомбы, компьютерные программы, смартфоны и т.д., и у них нет нищих, при том, что они уже много десятилетий живут в условиях жесточайших санкций и сырьевом голоде.
Что касается красного террора (кстати, белый был пожестче), чисток и репрессий, то процентов на 90 нам откровенно втюхивают мифы, которые при изучении документов той эпохи, элементарно разлетаются в пух и прах. Здесь хорошая аналогия с изучением "ужасного", "развратного" и даже "фашистского" гностицизма, который на поверку оказывается совершенно другим, чем его пытаются нам представить. Очень похожая ситуация со сталинским периодом СССР. Мифов на порядок больше, но и документов тех лет предостаточно для того, чтобы составить объективное мнение и не воспринимать те времена, как жесть. Думаю, что сегодня этой жести на порядок больше.
И да, вы правы, несправедливость материального мира - это момент фундаментальный, основополагающий и именно поэтому есть необходимость найти возможность облегчения существования в этом мире. Как говорится, если уж сидишь пожизненно в камере, то лучше её как-то украсить, чтобы радовала глаз, а не навивала постоянно состояние безнадеги...
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)
Re: Левый уклонизм
Если у Вас будет желание и время, то, пожалуйста, пишите ещё сюда, в форум.
Конечно, придерживаться терминов трудно, многие понятия размыты, как и понятие «социализм».
Скажите, Вы имеете в виду то общественное устройство, которое Хрестос нам наметил?.. Думаю, что так, но все же хочу для верности уточнить.
Конечно, придерживаться терминов трудно, многие понятия размыты, как и понятие «социализм».
Скажите, Вы имеете в виду то общественное устройство, которое Хрестос нам наметил?.. Думаю, что так, но все же хочу для верности уточнить.
Re: Левый уклонизм
Сегодня читала про нашу РПЦ. Оттуда уходят некоторые, не могут. Как будто раньше было по-другому. Да Церковь всегда служила Архонтам и благословляла на войну. И сейчас ничего нового.
Но люди большие мастера по части расщепления сознания.
Но люди большие мастера по части расщепления сознания.