МИСТЕРИЯ КРЕСТА В ТИПОЛОГИИ ЙОМ КИППУРА И РАННЕЙ ХРИСТОЛОГИИ

Ответить
ael
Сообщения: 226
Зарегистрирован: 25 дек 2015, 00:27

МИСТЕРИЯ КРЕСТА В ТИПОЛОГИИ ЙОМ КИППУРА И РАННЕЙ ХРИСТОЛОГИИ

Сообщение ael » 04 июн 2018, 22:17

Фрагмент Кл. 2:14,15 важен как развернутая формулировка крестной мистерии, одной из ключевых элементов паулисткой христологии. Исследованию этого фрагмента, а также некоторых других текстов первого-второго века, затрагивающих Распятие, посвящена статья. Ее цель – выявить паулистко-эзотерический смысл Распятия, его предпосылки и космологические связи.
Термин δόγμασιν в 2:14 позволяет идентифицировать χειρόγραφον того же стиха. В грекоязычном иудаизме он использовался, когда подразумевалась Тора(3 Mк. 1:3: Philo, Leg. al. 1:55, De gig. 52; Иос., Con. Ap. 1 :42). Это подтверждается и в самом Кл(2:20, где использовано однокоренное δογματίζεσθε). Кол. 2:20 позволяет прийти к выводу, что речь идет о 3аконе(Рм. 3:27), точнее, обрядовой Торе(как Лв. 5:2-3:7: 19. 21:11:8, 24-28, и т.п.; ср. Ис. 52: 11,). Что касается Иудеев, то им (к ним Ап. присоединяет и себя самого - о нас) также Бог простил грехи, истребив - εξαλείψας - точнее: изгладив, вытерши при этом рукописание иди долговое обязательство, какое дали Евреи при Синае, обязавшись исполнять волю Божию.(1) χειρόγραφον означает «расписку», обычно «долговую расписку или обязательство», в которой присутствовала формальная фраза: «С меня причитается...» Павел побуждает своих читателей размышлять о себе как о должниках Бога; в иудейской традиции «долги» рассматривались как грехи. Иудеи верили, что их грехи прощаются после покаяния; записи всех грехов стирались («изглаживались») в праздник Дня искупления. (2). Евреи согласились повиноваться 3акону, и нарушение этих договорных обязательств каралось смертью(Вт. 27:14-26, 30:15-20). Павел также полагает, что язычники, побуждаемые своей совестью, вынуждены принять аналогичные моральные обязательства, в меру своего понимания, конечно(ср.: Рм. 2:14-15). Эти обязательства не были выполнены ни иудеями, ни язычниками(рукописание .. было против нас) из-за прилагаемых к нему предписаний. 3аплатить долг было невозможно, но Бог все устроил Сам; Он зачеркнул его и пригвоздил долговую расписку к кресту.(3). Таким образом, нет существенной разницы между моральными обязательствами - по ритуальным догматам - язычников и иудеев, что соответствует уравниванию их источников в Гл. 4:8,9. Рассматривая 2:14 и 2:15 как параллелизмы, говорящие об одном и том же, становится ясно, что истреблению рукописи соответствует обессиливание начальств и властей, а прибитию рукописи – их публичный позор εν αυτωò. Последнее уточнение важно, поскольку позволяет понять, что процесс победы был душевный и/или духовный. Вероятно, победа была в какой-то мере обусловлена невежеством начал и властей(1Кор.2:8), не распознавших Господа Славы под «рабским образом(Фп. 2:7). Таким образом, собственное их оружие, «рукопись», было разрушено в связи с их же сдиранием/совлечением(Кл. 2:15).
Представляется правдоподобным, что крестная победа – это изглаживание «рукописи» из души/«сердца», места грехов и 3акона(Вт.30:14, Ир.17:1). Стирание и прибитие к кресту «рукописи» – символика жертвы Христа, освободившей «сердца» иудеев и язычников от грехов 3акона дел и его аналога, при удалении их из «среды» - т.е земной, человеческой сферы(ср. Фп. 2:10, где люди именно между небесными и подземными).
Как полагал Филон, человек образован из тех же самых [стихий] — земли, воды, воздуха и огня, и каждая из стихий привносит полагающуюся ей часть для полноты образования самодовлеющей материи, которую надлежало взять Творцу, чтобы создать этот видимый образ(De Opificio Mundi, 146) Таким образом, человек есть космос в миниатюре. То же самое обнаруживается у Павла: распятие ветхого человека=распятию мира, то и другое соотносится с немощью(2Кор.13:4). В филонизме подчинение Моисееву Закону есть в то же время исполнение требований природы, ср. § 143 - 144/ Моисей — единственный, в чьем законодательстве Закон настолько созвучен природе, что само начало Закона представляет собой описание сотворения мира и природы как основания его устроения.(4). У Павла же 3акон соотнесен с Грехом, как средство его познания(Рм.3:20) и сила(Кор.15:56), откуда следует, что избавление от Греха связано с необходимостью стереть/уничтожить его 3акон, управляющий ветхим человеком. Что было сделано, судя по Кл 1:15. Антагонист ветхого, человек новый, никто иной как воскресший Христос(как первенец эсхатологического творения), в которого верующие призваны облачиться вместо ветхого(Рм. 13:14, Гл.5:24). Эта полярная пара описуема также как адамы душевный-духовный, тленный-нетленный, «дела тьмы»-«оружие света»; в таких выражениях антагонизм двух творений идет красной нитью через павловы письма. Грех же является представленным в плоти богом этого космоса, аналогично свойственные ветхому человеку страсти и похоти соответствуют властям и началам. Так в «3авете Дана» - иудеохристианском тексте павлова времени - есть и зависть, и ее с гордыней персонифицированный дух(I:6).
Филон, говоря о антропогенезе и соучастии в нем помощников Бога(к примеру, в De Confusione Linguarim 179), неуклюже-недосказанно следовал в т.ч платоновскому «Тимею», где боги, они же дети, уразумев приказ отца, принялись его исполнять: они взяли бессмертное начало смертного существа, а затем, подражая своему демиургу, заняли у космоса частицы огня и земли, а также воды и воздуха, обещав впоследствии вернуть их..божественные существа создал сам демиург, а порождение смертных он доверил тем, кого сам породил. Что касается людских тел, их филонская оценка негативна: Вид смертный — это люди, а бессмертный — бестелесные души, обретающиеся в воздухе и небе. Эти последние непричастны пороку, ибо с самого начала достался им чистый и счастливый жребий и не связаны они с бесконечно несчастливым местом — телом. De Confusione Linguarim, 176-177). 0днако тело помощники Бога не творят. Но все же Филон вторичен, опираясь на Платона, к примеру, в следующем: Душа … вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы («Федр», 83е). Филон обьясняет причину дурных тел т.о: пребывающее в расцвете сил лучше стареющего, будь то живое существо, растение, плод или что-либо иное в природе, так первый созданный человек — лучшее во всем нашем роде, и потомки его уже более не достигали подобной высоты, поскольку они получают облики и способности все более тусклые от поколения к поколению.(De Opificio Mundi, 140)
Во втором веке гностик Апелл представлял участь плоти Христа так: Господь вернул каждой [части материи] то, что ей принадлежало, разрушив телесные связи, отдав горячее горячему, холодное холодному, влажное влажному и сухое сухому(Hipp, Ref. VII 38). Здесь связь и с аристотелевскими элементами, и с платоновским возвращением тела космосу. У Валентина ..будто каждая сущность поступит в то, чем она произведена, — вещественное отдастся веществу, плотское и земное земле. (Ep., Pan.) Аналогичную вещественность, судя по евангелию истины, имел Исус: Совлекшись тленных лохмотьев, Он облёкся нетленностью.
Климент Александрийский писал в «Строматах», что души, хотя и затемненные страданиями, будучи освобожденными от силы плоти и сбросив с себя телесную оболочку, способны воспринимать более ясно. (VI.46). Но совсем не так для Климента с плотью Христа, чествуемой несмотря на вскользь упомянутую немощь: Господь, нисходя в чувственный мир, снял одни и надел другие одежды. Подобно Ему, верящие в Него снимают одни и надевают другие, священные, как говорил апостол, одежды.(V.6) Он не пренебрег немощами нашей плоти, в которую и облекся (VII.3) Он пришел, облаченный в полноту добродетели.. страдающая плоть, в которую был облечен Господь, есть “сила Бога и мудрость” (VI.126) Но ничего о снятии этой плоти, в отличие от Апелла и Валентина. Их христоантропология коррелирует с тем, что, как заметила М.Баркер, Филон говорил о небесном архиерее, логосе: Он принял на себя человеческий облик как «Божий Человек, Вечный Логос» (О смешении языков, 41) ..этот главный ангел обретал видимую форму при прохождении сквозь храмовую завесу, облачаясь в основные элементы материального мира.(5)
Одна из самых ранних спекуляций на тему победы над силами космоса имеется у карпократиан, полагавших что Исус приобрел в воде образ и отпечаток тела, полученного от девы, чтобы, когда архонт приговорил свое творение к смерти на кресте, душа, выросшая в теле, могла покинуть его и отставить пригвожденным к древу, так восторжествовав над властями и силами.(Hipp. Ref. VIII 8). Исус имел душу в сравнении с душами других людей сильную и помнил виденное ею горнее, когда носился окрест неведомого Отца..Самим Отцом посланы в душу Его силы, чтобы, вспомнив виденное ею и укрепившись, бежала мироздателей ангелов.. Спасется же, по словам их, одна только душа, а не и тело.(Epiph. Pan)
С опорой на вышеприведенную антропологию, сдиранье начал и властей предстает поражением космических сил через крестный позор подобия тела греха и расставание с ним, отождествляемым с этими силами. Можно сказать, частицы подобия были их проявлениями, подобно тому как в Торе огонь и воспринимается как Яхве, и является проявлением Божьим, от Него исходящим(Втор.4:24, Втор.9:3 / Лев.10:2, Чис.16:35 и т.п.). Для Кол. 2:15, в пользу идентификации одной из «снятых» властей как воздуха представляется уместно привести Эф. 2:2, где то же слово εξουσίας использовано для обозначения подчиненного архонту-эону. Реконструируя далее гностико-платоновскую экзегезу, можно вспомнить «Тимей» 42с, где душа
..решившись последовать вращению тождества и подобия в себе самом, победит рассудком многообразную, имеющую присоединиться к его природе смуту огня и воды, воздуха и земли, одолеет их неразумное буйство и снова придет к идее прежнего и лучшего состояния.
3десь, как и в Кол. 2:15, присутствует идея внутренней победы, а также как и у карпократиан – возвращение к лучшему положению. То же слово ἀπεκδύομαι что в 2:15, присутствует в 3:9, параллель к которому Рим.6:6 – зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Следовательно, этот человек связан с мирским телом, плотью. В Кол 2:11 совлечение тела плоти идет в связке с обрезанием Христовым. Видимо, по павловой мысли, истинное обрезание произошло на кресте, который и послужил орудием, отсекшим подобие плоти греха, а с ним начала и власти. У валентиниан крест спасаемых очищал, как лопата пшеницу(Ir,, Adv. haer., I,3,5). В христологии докетов, когда Архон осудил свою собственную иллюзию(плоть) на смерть, (то есть) крест, душа, которая была вскормлена в теле(рожденном от Девы), могла совлечься тела и пригвоздить его к (проклятому) дереву. (Таким образом, душа) торжествует посредством этого (тела) над началами и властями (Hp., Ref. VIII).
Стихии из Гал. 4:3,9 и Кол. 2:20 вероятно то же самое что начала и власти, поскольку победа из Кол. 2:15 наглядно иллюстрирует неочевидную в Гал. причину слабости стихий и превосходства Христа. И подобно тому как он восторжествовал над ними в Кол, это в какой-то мере доступно другим(2Кор.2:14), благодаря жизни по Духу, а не «стихийной» плоти/ветхому человеку, в котором господствует Грех. Примечательно, что в иудаисткой аллегории он соотнесен с львом и змеем(Ср. 21:2,3), а именно эти черты имеет Ялдаваоф – видимо, эхо иудаисткого прошлого гностиков.
Как итог, мистерия Распятия для Павла имеет предпосылки к иудаизме его времени, при этом неразрывно связана с действиями космических сил. Платонический бэкграунд, вкупе с частичным антиномизмом Павла, создал благоприятную основу, на который через считанные десятилетия расцвели гностические экзегезы Распятия, в разной мере опиравшиеся на павлово наследие.




1. «Толковая библия», Лапухин
2. «Новый Завет. Культурно-исторический контекст», К.Кинер
3. «Новый Библейский комментарий – в 3 частях - часть 3», ред. Д. Карсон, Г. Уэнхем, К. Райт, Р. Франс
4. «1-2 Коринфянам», К.Кинер
5. «Небесный храм в раннем иудаизме и христианстве», под редакцией Т. Гарсии-Уидобро, S.J. и А. А. Орлова
6. http://www.biblicalstudy.ru/Lib/Filon/COT1.html

Ответить