Уши от осла
- Элелет
- Сообщения: 541
- Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
- Откуда: Рига, Латвия
- Контактная информация:
Уши от осла
Давеча наткнулась на одну статью, выполненную плодовитыми писателями православного журнала «Нескучный сад» - "Евангелие Иуды и люди XXI века" (http://www.nsad.ru/index.php?issue=22&s ... 05&print=1). Статейка не заслуживающая особого внимания, хотя и претендующая на глубокие размышления о гностицизме, тем не менее, привлекла мое внимание одним моментом. А именно данным изображением:
Оно достаточно широко известно в рамках истории христианства – античная карикатура на христиан. Тем не менее, православные писцы сделали потрясающий вывод по поводу изображенного: «Долгое время это graffito, датируемое 240 годом по Р.Х. и обнаруженное на Палатинском холме в Риме, считали языческой карикатурой на христиан. Однако в настоящее время ученые склоняются к мысли, что перед нами – изображение адепта гностической секты сифиан, на полном серьезе чтивших Христа с ослиной головой.»
Довольно смелое объяснение. Особенно для тех, для кого гностическая концепция не является неким пугалом Хеллоуина, а приписываемые сифианам рукописи знакомы не по страшилкам батюшек. Потому, попробуем разобраться, могла ли данная карикатура быть создана «в честь» гностиков-сифиан, или же кроет в себе более глубокий и совсем неприятный контекст для ортодоксальной доктрины христианства.
Упомянутое православными писателями Нескучного Сада изображение, было открыто в 1857 году в одном из солдатских помещений Палатинского холма и относится примерно к 3 веку. Подпись под граффити гласит: «Алексамен поклоняется богу». Вследствие довольно недвусмысленного изображения распятия, может не возникать сомнений, что речь идет именно о христианине и Христе. К тому же, на другом граффити, нарисованном, по-видимому, той же рукой (плодовитый был юморист, однако), Алексамен назван «верным» - «fidelis», — так, как обычно называли себя христиане.
Но довольно странным к контексте распятия, становится образ ослиной головы у распятого. Имеются ли какие-то упоминания о подобной символике в истории христианства?
Вот, что говорит об этом историк и религиовед Б.Г. Деревенский («Представление о христианах в античном обществе)»:
«Может показаться довольно курьезным ходивший в античном обществе слух, что христиане поклоняются ослу или ослиной голове. Об этом писали Тертуллиан (ок. 160–220 гг.): «кое-кому из вас пригрезилось, что наш Бог — ослиная голова» (Апология, XVI, 1); и Минуций Феликс (III в.) устами Цецилия: «говорят, что они (христиане), не знаю по какому нелепому убеждению, почитают голову самого низкого животного — голову осла» (Октавий, 9). «Недавно, — повествует Тертуллиан, — в сем городе (т. е., вероятно, в Карфагене) представлен был Бог наш в новом виде. Некто из нанимающихся бороться со зверями (=гладиатор?) выставил картину (picturam) со следующей надписью: Deus Christianorum Onocoetes — “Бог христианский — ослиный выродок”. На ней Он был изображен с ослиными ушами, с копытом на одной ноге, с книгой в руке и с тогой на плечах. [Собравшиеся] смеялись и надписи, и изображению» (Апология, XVI, 12). Этот же случай Тертуллиан более обстоятельно описывает в сочинении «К народам»: «Уже распространяется и иная молва о нашем Боге. А именно, совсем недавно некий отъявленный проходимец в этом городе, а также предатель собственной религии, иудей только по тому, что он не имеет крайней плоти, а также, как можно предположить, искусанный зверями, ухаживать за которыми он нанимается, и по этой причине лишенный кожи и прямо-таки кругом обрезанный; так вот, иудей этот выставил против нас картину со следующей надписью: Onocoetes. Изображенный на ней имеет лошадиные уши, одет в тогу, [в руках] у него книга и на одной ноге — копыто. И поверила чернь иудею! Что это как не новый способ (genus) распространять всяческие мерзости о нас. И вот уже все в городе говорят об Onocoetes’е» (I, 14).»
Вроде как ничего не указывает в подтверждение мнения православных журналистов, о изображенном на граффити гностике-сифианине. Да и Тертулиан, несмотря на то, что сам был еретиком-монтанистом, о чем скромно замалчивается церковью, в своих сердитых трудах ясно дает понять, что предметом насмешек были не какие-то там еретики-гностики (а уж это он точно не преминул бы радостно сообщить), а именно «правоверные» христиане. К тому же, причем тут распятие в контексте гностицизма? Если учесть, что существенной чертой гностицизма было отвержение поклонения распятию. К тому же, кто же такие сифиане-гностики?
Тот же Деревенский пишет, что: «Художник нисколько не желал осмеять Алексамена, иначе не стал бы в другом граффити называть его «верным». Дело в том, что Алексамен действительно поклонялся ослоголовому божеству (!) Полагают, что он принадлежал к иудео-христианской секте сифиан, о которой христианские ересиологи сообщают, что она почитала Иисуса как «сына человека» и в этом качестве отождествляла его с библейским Сифом, сыном Адама (=Человека) (Филастрий. О ересях, 3; Епифаний. Панарион, XXXIX, 1–4). Действительно, среди гностических рукописей, найденных в Наг-Хаммади, имеются сочинения, в которых превозносится «великий и нетленный Сиф, сын Адама», «отец живого и непоколебимого рода», к которому принадлежит и Христос (Евангелие египтян, Три стелы Сифа и др.). И хотя в найденных рукописях прямо не говорится о тождестве Сифа и Христа, надо думать, такой взгляд также имел место. На это, в частности, указывает определение «нетленный» Сиф. Далее, полагают исследователи, тождественность имен Сифа (Sh.q) и Сета (Sh.q) привела сифиан, равно как и некоторые другие гностические группы, к отождествлению Сифа, сына Адама, с Сетом-Тифоном. Таким образом ослоголовый бог Сет-Тифон слился с библейским Сифоми, через него, с Иисусом, и именно это синкретическое божество изображено распятым на кресте на Палатинском граффити. Сифианский характер этого рисунка доказывается и тем, что загадочный знак «Y» направо от головы распятого весьма напоминает символ двух путей подземного царства, встречающийся на сифианских магических дощечках. В частности, в виде знака «8» он имеется на дощечке, относящейся к III веку, на которой рядом с текстом заклинания изображен ослоголовый демон с бубном в одной руке и с палкой в другой.» «Аргументы исследователей, думающих таким образом, кажутся вполне убедительными. И все же в приведенной цепи рассуждений есть слабое и уязвимое звено. Описывая гностиков-сифиан, ни Филастрий, ни Епифаний Кипрский не говорят, что они отождествили патриарха Сифа с египетским богом Сетом-Тифоном. Это целиком и полностью догадка современных исследователей. Церковные ересиологи в данном случае вовсе не упоминают Тифона, равно как и древнеегипетского Сета. Вообще под именем «Сет» (Sh.q) это египетское божество фигурирует в античной литературе крайне редко (в частности, у Плутарха. Об Исиде и Осирисе, 41, 49); обычно его называли греческим именем Тифон. Также называется этот бог и в дошедших до нас сочинениях гностиков. Сомнительно поэтому, чтобы сифиане оперировали именем «Сет» и сопоставляли его со своим эпонимом Сифом. Стоит также учесть, что в гностическом «Втором трактате великого Сифа» (Cod. VII, 2), найденном вНаг-Хаммади и также, по-видимому, принадлежащего сифианам, говорится, что вместо Христа распят был Симон Киринеянин, которому, дабы обмануть преследователей, был придан облик Иисуса, а сам Христос благополучно избежал казни и взошел на небо. Из этого следует, что сифиане вряд ли вообще пользовались символикой распятия.»
Следуя уже вышеупомянутому, можно уверено заключить, что изображение якобы сифианского гностика перед распятием, было бы достаточно нелепо, при условии, что рисовавший был информирован о сифианах, как таковых, и об их мировоззрении. А иначе и быть не могло, раз уж художник владел такой «тонкой» доктринальной информацией сифиан, по мнению ортодоксальных исследователей, как ослиная голова у Христа. Так что же это – неграмотность античного художника или же неграмотность богословов? Тем более, найти связь между ослиноподобным видом Христа в сифианских рукописях, так же не представляется возможным, а значит, все предположения современных исследователей остаются целиком на совести их фантазии. Мало того, в современной исследовательской, независимой от ордоксального влияния среде, бытует устойчивое мнение, что секта гностиков-сифиан, равно как и каинитов, является целиком и полностью плодом фантазии ересиологов.
Обратимся теперь к правомочности изображения распятого Христа с ослиной головой, в свете гностического восприятия. А именно, откуда же у античных авторов, возник образ ослиной головы, применимо к Иисусу Христу.
Легко сразу утвердить мнение, что, мол, подобный образ является целиком и полностью злостными выдумками и насмешками идеологических противников христиан. Почитание образа осла – явление историчное. К примеру, символика иудаизма привязывает осла к виноградной лозе (Быт.49:11) и несет в себе значение изобилия, а так же самого Израиля. Иудейские племена были тотемистически увязаны с сочетанием этих символов. Потому мнение античных авторов было совершенно логично обосновано на базе тотемной близости иудеев и осла. Любопытный факт приводит Плутарх, говоря, что иудеи почитают двух животных – свинью и осла. И утверждают, что свинья научила их посеву и пахоте, а осел показал им источник воды. То же самое вторит Плутарху и Тацит. В свою очередь такой отец церкви, как Епифаний Кипрский, описывая гностические секты, пишет: «Одни из них говорят, будто Саваоф имеет облик осла, а другие — будто свиньи».
Это весьма любопытный факт, в связи с которым невозможно не вспомнить такую гностическую рукопись, как Апокриф Иоанна: «И осквернил её первый архонт, и породил от неё сыновей двух - первого и второго, Элохима и Яхве. Элохим в облике медведя, а Яхве в облике кота, и один справедливый, а другой несправедливый. Яхве он поставил над огнём и воздухом, Элохима же он поставил над водой и землёй.»
Хотя и существует различие в образах животных, налицо тот же зооморфизм, причем четко увязанный со стихиями, над которым властвуют данные персонажи: Элохим – вода и земля, Яхве – огонь и вода. Вспомнив тех же Плутарха с Тацитом, можно попробовать провести параллели: свинья – посевы и пахота -Яхве, осел – вода - Элохим. Ну а дальнейшее уточнение в Апокрифе: «И он назвал их именами: Каин и Авель ради своего коварства.» проясняет символичность образов Каина и Авеля в свете тотемной символики иудаизма.
Несмотря на присутствие образа свиньи, все же мнение об ослопоклонничестве было более общепринятым и устойчивым. Тот же Тертуллиан, упоминая мнение Тацита о поклонении ослу иудеями, говорит: «и, поскольку мы близки к иудеям по религии, от этого, я предполагаю, произошло мнение, что мы также поклоняемся тому же самому изображению». Как бы все логически укладывается в стройную цепочку преемственности христиан иудаизму, перенявшим на себя антиеврейские взгляды античных авторов. А так же, из приведенного выше явно видно, что связь между изображением божества в виде осла, в античное время существовала именно по отношению к иудаизму, где Яхве-Элохим-Саваоф олицетворялся с ослом.
И эта связь была известна римлянам еще ДО возникновения христианства. Но тут пришло время заметить, что те самые гностические «секты», о которых твердят историки от православия, не почитали Яхве-Элохима за Небесного Отца Иисуса Христа. И вряд ли об этом могли не знать их современники-римляне. Уж слишком явным был негативный характер высказываний гностических текстов (а значит и тех, кто их составлял и поддерживал) по отношению к племенному богу иудеев, и к иудаизму в целом. На фоне пренебрежительного отношения тех же римлян к данной религии, остается мало причин для сомнений, что античные авторы, а значит и современники гностиков, не были информированы о таком факте. Вряд ли. Тем более, у того же Тацита, нигде не встречается упоминание каких-либо христиан, отвергающих иудаизм. Как раз наоборот, римляне тесно их связывали с последним. А значит, римляне вполне логически проводили параллели между ослоголовым богом Яхве и его «сыном» Иисусом Христом (базируясь на мнении того же ортодоксального христианства). Нетрудно заметить, что гностики-сифиане куда-то немедленно испаряются с исторической арены и на их место встают вполне классического вида христиане, почитающие Христа, как сына Яхве. А значит, и унаследовавшего ослиную голову.
Вновь обратившись к граффити ослиноподобного распятия, теперь возникают сильные сомнения, что оно было нарисовано человеком, со всей серьезностью относившимся к христианству. И титул «верный» может быть трактован как в уважительном, так и в насмешливом контексте (античный юморист не поставил же смайлик, дабы убрать сомнения будущих исследователей). Именно изображение Христа с головой осла, указывает на хорошую информированность рисовальщика с ортодоксальной системой восприятия образа Спасителя, где доминирующие становятся именно характерные для Яхве черты зооморфности. Ну а в свете гностического восприятия Яхве, причем с присущими ему звериными чертами, данное граффити никак невозможно отождествить с гностиками –сифианами (если таковы вообще были, а не являлись плодом неуемной фантазии отцов церкви), но только к ортоксальной иудео-христианской церковью.
Потому, увы, дорогие сочинители из «веселого» сада, данная карикатура очень ярко присуща вам, как поклонникам ослоподобного божества, к которому вы притянули образ Христа. Вряд ли, такое изложение мысли заставит приверженцев ортодоксии посмотреть на свою доктрину без шор «духовности буквы закона», но наверно, все же пришло время перестать быть ослами и превратится в человеков.
Оно достаточно широко известно в рамках истории христианства – античная карикатура на христиан. Тем не менее, православные писцы сделали потрясающий вывод по поводу изображенного: «Долгое время это graffito, датируемое 240 годом по Р.Х. и обнаруженное на Палатинском холме в Риме, считали языческой карикатурой на христиан. Однако в настоящее время ученые склоняются к мысли, что перед нами – изображение адепта гностической секты сифиан, на полном серьезе чтивших Христа с ослиной головой.»
Довольно смелое объяснение. Особенно для тех, для кого гностическая концепция не является неким пугалом Хеллоуина, а приписываемые сифианам рукописи знакомы не по страшилкам батюшек. Потому, попробуем разобраться, могла ли данная карикатура быть создана «в честь» гностиков-сифиан, или же кроет в себе более глубокий и совсем неприятный контекст для ортодоксальной доктрины христианства.
Упомянутое православными писателями Нескучного Сада изображение, было открыто в 1857 году в одном из солдатских помещений Палатинского холма и относится примерно к 3 веку. Подпись под граффити гласит: «Алексамен поклоняется богу». Вследствие довольно недвусмысленного изображения распятия, может не возникать сомнений, что речь идет именно о христианине и Христе. К тому же, на другом граффити, нарисованном, по-видимому, той же рукой (плодовитый был юморист, однако), Алексамен назван «верным» - «fidelis», — так, как обычно называли себя христиане.
Но довольно странным к контексте распятия, становится образ ослиной головы у распятого. Имеются ли какие-то упоминания о подобной символике в истории христианства?
Вот, что говорит об этом историк и религиовед Б.Г. Деревенский («Представление о христианах в античном обществе)»:
«Может показаться довольно курьезным ходивший в античном обществе слух, что христиане поклоняются ослу или ослиной голове. Об этом писали Тертуллиан (ок. 160–220 гг.): «кое-кому из вас пригрезилось, что наш Бог — ослиная голова» (Апология, XVI, 1); и Минуций Феликс (III в.) устами Цецилия: «говорят, что они (христиане), не знаю по какому нелепому убеждению, почитают голову самого низкого животного — голову осла» (Октавий, 9). «Недавно, — повествует Тертуллиан, — в сем городе (т. е., вероятно, в Карфагене) представлен был Бог наш в новом виде. Некто из нанимающихся бороться со зверями (=гладиатор?) выставил картину (picturam) со следующей надписью: Deus Christianorum Onocoetes — “Бог христианский — ослиный выродок”. На ней Он был изображен с ослиными ушами, с копытом на одной ноге, с книгой в руке и с тогой на плечах. [Собравшиеся] смеялись и надписи, и изображению» (Апология, XVI, 12). Этот же случай Тертуллиан более обстоятельно описывает в сочинении «К народам»: «Уже распространяется и иная молва о нашем Боге. А именно, совсем недавно некий отъявленный проходимец в этом городе, а также предатель собственной религии, иудей только по тому, что он не имеет крайней плоти, а также, как можно предположить, искусанный зверями, ухаживать за которыми он нанимается, и по этой причине лишенный кожи и прямо-таки кругом обрезанный; так вот, иудей этот выставил против нас картину со следующей надписью: Onocoetes. Изображенный на ней имеет лошадиные уши, одет в тогу, [в руках] у него книга и на одной ноге — копыто. И поверила чернь иудею! Что это как не новый способ (genus) распространять всяческие мерзости о нас. И вот уже все в городе говорят об Onocoetes’е» (I, 14).»
Вроде как ничего не указывает в подтверждение мнения православных журналистов, о изображенном на граффити гностике-сифианине. Да и Тертулиан, несмотря на то, что сам был еретиком-монтанистом, о чем скромно замалчивается церковью, в своих сердитых трудах ясно дает понять, что предметом насмешек были не какие-то там еретики-гностики (а уж это он точно не преминул бы радостно сообщить), а именно «правоверные» христиане. К тому же, причем тут распятие в контексте гностицизма? Если учесть, что существенной чертой гностицизма было отвержение поклонения распятию. К тому же, кто же такие сифиане-гностики?
Тот же Деревенский пишет, что: «Художник нисколько не желал осмеять Алексамена, иначе не стал бы в другом граффити называть его «верным». Дело в том, что Алексамен действительно поклонялся ослоголовому божеству (!) Полагают, что он принадлежал к иудео-христианской секте сифиан, о которой христианские ересиологи сообщают, что она почитала Иисуса как «сына человека» и в этом качестве отождествляла его с библейским Сифом, сыном Адама (=Человека) (Филастрий. О ересях, 3; Епифаний. Панарион, XXXIX, 1–4). Действительно, среди гностических рукописей, найденных в Наг-Хаммади, имеются сочинения, в которых превозносится «великий и нетленный Сиф, сын Адама», «отец живого и непоколебимого рода», к которому принадлежит и Христос (Евангелие египтян, Три стелы Сифа и др.). И хотя в найденных рукописях прямо не говорится о тождестве Сифа и Христа, надо думать, такой взгляд также имел место. На это, в частности, указывает определение «нетленный» Сиф. Далее, полагают исследователи, тождественность имен Сифа (Sh.q) и Сета (Sh.q) привела сифиан, равно как и некоторые другие гностические группы, к отождествлению Сифа, сына Адама, с Сетом-Тифоном. Таким образом ослоголовый бог Сет-Тифон слился с библейским Сифоми, через него, с Иисусом, и именно это синкретическое божество изображено распятым на кресте на Палатинском граффити. Сифианский характер этого рисунка доказывается и тем, что загадочный знак «Y» направо от головы распятого весьма напоминает символ двух путей подземного царства, встречающийся на сифианских магических дощечках. В частности, в виде знака «8» он имеется на дощечке, относящейся к III веку, на которой рядом с текстом заклинания изображен ослоголовый демон с бубном в одной руке и с палкой в другой.» «Аргументы исследователей, думающих таким образом, кажутся вполне убедительными. И все же в приведенной цепи рассуждений есть слабое и уязвимое звено. Описывая гностиков-сифиан, ни Филастрий, ни Епифаний Кипрский не говорят, что они отождествили патриарха Сифа с египетским богом Сетом-Тифоном. Это целиком и полностью догадка современных исследователей. Церковные ересиологи в данном случае вовсе не упоминают Тифона, равно как и древнеегипетского Сета. Вообще под именем «Сет» (Sh.q) это египетское божество фигурирует в античной литературе крайне редко (в частности, у Плутарха. Об Исиде и Осирисе, 41, 49); обычно его называли греческим именем Тифон. Также называется этот бог и в дошедших до нас сочинениях гностиков. Сомнительно поэтому, чтобы сифиане оперировали именем «Сет» и сопоставляли его со своим эпонимом Сифом. Стоит также учесть, что в гностическом «Втором трактате великого Сифа» (Cod. VII, 2), найденном вНаг-Хаммади и также, по-видимому, принадлежащего сифианам, говорится, что вместо Христа распят был Симон Киринеянин, которому, дабы обмануть преследователей, был придан облик Иисуса, а сам Христос благополучно избежал казни и взошел на небо. Из этого следует, что сифиане вряд ли вообще пользовались символикой распятия.»
Следуя уже вышеупомянутому, можно уверено заключить, что изображение якобы сифианского гностика перед распятием, было бы достаточно нелепо, при условии, что рисовавший был информирован о сифианах, как таковых, и об их мировоззрении. А иначе и быть не могло, раз уж художник владел такой «тонкой» доктринальной информацией сифиан, по мнению ортодоксальных исследователей, как ослиная голова у Христа. Так что же это – неграмотность античного художника или же неграмотность богословов? Тем более, найти связь между ослиноподобным видом Христа в сифианских рукописях, так же не представляется возможным, а значит, все предположения современных исследователей остаются целиком на совести их фантазии. Мало того, в современной исследовательской, независимой от ордоксального влияния среде, бытует устойчивое мнение, что секта гностиков-сифиан, равно как и каинитов, является целиком и полностью плодом фантазии ересиологов.
Обратимся теперь к правомочности изображения распятого Христа с ослиной головой, в свете гностического восприятия. А именно, откуда же у античных авторов, возник образ ослиной головы, применимо к Иисусу Христу.
Легко сразу утвердить мнение, что, мол, подобный образ является целиком и полностью злостными выдумками и насмешками идеологических противников христиан. Почитание образа осла – явление историчное. К примеру, символика иудаизма привязывает осла к виноградной лозе (Быт.49:11) и несет в себе значение изобилия, а так же самого Израиля. Иудейские племена были тотемистически увязаны с сочетанием этих символов. Потому мнение античных авторов было совершенно логично обосновано на базе тотемной близости иудеев и осла. Любопытный факт приводит Плутарх, говоря, что иудеи почитают двух животных – свинью и осла. И утверждают, что свинья научила их посеву и пахоте, а осел показал им источник воды. То же самое вторит Плутарху и Тацит. В свою очередь такой отец церкви, как Епифаний Кипрский, описывая гностические секты, пишет: «Одни из них говорят, будто Саваоф имеет облик осла, а другие — будто свиньи».
Это весьма любопытный факт, в связи с которым невозможно не вспомнить такую гностическую рукопись, как Апокриф Иоанна: «И осквернил её первый архонт, и породил от неё сыновей двух - первого и второго, Элохима и Яхве. Элохим в облике медведя, а Яхве в облике кота, и один справедливый, а другой несправедливый. Яхве он поставил над огнём и воздухом, Элохима же он поставил над водой и землёй.»
Хотя и существует различие в образах животных, налицо тот же зооморфизм, причем четко увязанный со стихиями, над которым властвуют данные персонажи: Элохим – вода и земля, Яхве – огонь и вода. Вспомнив тех же Плутарха с Тацитом, можно попробовать провести параллели: свинья – посевы и пахота -Яхве, осел – вода - Элохим. Ну а дальнейшее уточнение в Апокрифе: «И он назвал их именами: Каин и Авель ради своего коварства.» проясняет символичность образов Каина и Авеля в свете тотемной символики иудаизма.
Несмотря на присутствие образа свиньи, все же мнение об ослопоклонничестве было более общепринятым и устойчивым. Тот же Тертуллиан, упоминая мнение Тацита о поклонении ослу иудеями, говорит: «и, поскольку мы близки к иудеям по религии, от этого, я предполагаю, произошло мнение, что мы также поклоняемся тому же самому изображению». Как бы все логически укладывается в стройную цепочку преемственности христиан иудаизму, перенявшим на себя антиеврейские взгляды античных авторов. А так же, из приведенного выше явно видно, что связь между изображением божества в виде осла, в античное время существовала именно по отношению к иудаизму, где Яхве-Элохим-Саваоф олицетворялся с ослом.
И эта связь была известна римлянам еще ДО возникновения христианства. Но тут пришло время заметить, что те самые гностические «секты», о которых твердят историки от православия, не почитали Яхве-Элохима за Небесного Отца Иисуса Христа. И вряд ли об этом могли не знать их современники-римляне. Уж слишком явным был негативный характер высказываний гностических текстов (а значит и тех, кто их составлял и поддерживал) по отношению к племенному богу иудеев, и к иудаизму в целом. На фоне пренебрежительного отношения тех же римлян к данной религии, остается мало причин для сомнений, что античные авторы, а значит и современники гностиков, не были информированы о таком факте. Вряд ли. Тем более, у того же Тацита, нигде не встречается упоминание каких-либо христиан, отвергающих иудаизм. Как раз наоборот, римляне тесно их связывали с последним. А значит, римляне вполне логически проводили параллели между ослоголовым богом Яхве и его «сыном» Иисусом Христом (базируясь на мнении того же ортодоксального христианства). Нетрудно заметить, что гностики-сифиане куда-то немедленно испаряются с исторической арены и на их место встают вполне классического вида христиане, почитающие Христа, как сына Яхве. А значит, и унаследовавшего ослиную голову.
Вновь обратившись к граффити ослиноподобного распятия, теперь возникают сильные сомнения, что оно было нарисовано человеком, со всей серьезностью относившимся к христианству. И титул «верный» может быть трактован как в уважительном, так и в насмешливом контексте (античный юморист не поставил же смайлик, дабы убрать сомнения будущих исследователей). Именно изображение Христа с головой осла, указывает на хорошую информированность рисовальщика с ортодоксальной системой восприятия образа Спасителя, где доминирующие становятся именно характерные для Яхве черты зооморфности. Ну а в свете гностического восприятия Яхве, причем с присущими ему звериными чертами, данное граффити никак невозможно отождествить с гностиками –сифианами (если таковы вообще были, а не являлись плодом неуемной фантазии отцов церкви), но только к ортоксальной иудео-христианской церковью.
Потому, увы, дорогие сочинители из «веселого» сада, данная карикатура очень ярко присуща вам, как поклонникам ослоподобного божества, к которому вы притянули образ Христа. Вряд ли, такое изложение мысли заставит приверженцев ортодоксии посмотреть на свою доктрину без шор «духовности буквы закона», но наверно, все же пришло время перестать быть ослами и превратится в человеков.
Последний раз редактировалось Элелет 27 фев 2012, 22:57, всего редактировалось 1 раз.
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...
Intelligo ut credam...
Re: Уши от осла
Удивительно то, что находка датируемая 240 г. по Р.Х., является первым и единственным изображением распятия доконстантиновского периода. На граффити, как нельзя более точно, изображено то, против чего боролся Маркион. Автор, единомышленник или последователь Маркиона, изобразил представителя римской церкви Алексамена и вариант распятия: веру, и абсурд, как объект поклонения. Распятый Сет - обнажение сути иудейской секты, объявившей себя христианством. Автор граффити высмеял символ, которого еще не было. По рыжему ослу у меня что-то есть, автор вроде грек, нужно поискать на чердаке.
- Элелет
- Сообщения: 541
- Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
- Откуда: Рига, Латвия
- Контактная информация:
Re: Уши от осла
Это верно. Потому и не могу я отделаться от назойливой симпатии к НХ. Однако, тут может быть такой нюанс, как не-христианское изображение распятия, а сделанное со стороны язычников. А в истории христианства принято делать упор именно на христианские изображения распятия и они-то появляются только около 5-6 века.nITROn писал(а):Удивительно то, что находка датируемая 240 г. по Р.Х., является первым и единственным изображением распятия доконстантиновского периода.
Однако, интересен тот факт, о котором как-то скромно молчат христианские религиоведы: самые первые символические изображения распятия все же встречаются уже во 2 веке (веря датировке). НО - они не являют собой общепринятый вид римского креста crux invicta и даже не Тау-крест, но crux ansata, т.н. анкх. И распространены были именно на территории Египта (где, по странному стечению обстоятельств, и была найдена библиотека Наг-Хаммади). К примеру, данный крест
датируется началом 2 века. Этот
датируется 3 веком (Коптский музей, Каир).
Из более поздних, как этот крест
который датируется 4 веком н.э, но тем не менее сохраняет форму анкха - ключа жизни.
С первого момента, может показаться, что копты просто позаимствовали форму древнеегипетского ключа жизни и перенесли на христианскую почву. Однако, нельзя и забывать, что крукс ансата встречается не только в Египте, но и у индейцев Южной Америки и везде олицетворяет ключ от царства вечности.
Последний раз редактировалось Элелет 13 мар 2010, 19:59, всего редактировалось 1 раз.
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...
Intelligo ut credam...
- Элелет
- Сообщения: 541
- Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
- Откуда: Рига, Латвия
- Контактная информация:
Re: Уши от осла
А теперь можно взглянуть на это барельеф: Несмотря на ярко выраженный характер уже более развитого христианства, крест-то остается тем же самым - анкхом. И это у нас уже не Египет, но Рим. И датировка - 6 век н.э. Как и данный фрагмент текстиля:nITROn писал(а):Удивительно то, что находка датируемая 240 г. по Р.Х., является первым и единственным изображением распятия доконстантиновского периода.
Самое любопытное и то, что на первых христианский рукописях, можно увидеть то же анкх, вставленный в текст:
Очевидно, что данное изображение креста принадлежит явно доконстантиновской эпохе.
Потому говорить о чисто коптском изображении анкха, а тем более о чисто египетском его характере, вряд ли можно утверждительно. Тем более, что данная форма креста не является чисто случайной, но именно повторяющей тело распятого на Тау-кресте человека, где петелька сверху - голова распятого.
Но так и вполне понятно, почему римляне никак не могли строить карикатуры на подобные кресты - они не были изображением орудия пытки, но лишь символом, причем, принадлежащим тем, кто отвергал бога иудаизма.
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...
Intelligo ut credam...
- Элелет
- Сообщения: 541
- Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
- Откуда: Рига, Латвия
- Контактная информация:
Re: Уши от осла
Вполне возможна и такая версия. Но я ее пока что еще не встречала. Если у Вас есть какая-либо информация по ней на Вашем чердаке, то было бы хорошо ее заиметь. Вероятно, Вы сможете дать дополнительные детали для такой темы.nITROn писал(а): На граффити, как нельзя более точно, изображено то, против чего боролся Маркион. Автор, единомышленник или последователь Маркиона, изобразил представителя римской церкви Алексамена и вариант распятия: веру, и абсурд, как объект поклонения. Распятый Сет - обнажение сути иудейской секты, объявившей себя христианством. Автор граффити высмеял символ, которого еще не было. По рыжему ослу у меня что-то есть, автор вроде грек, нужно поискать на чердаке.
Хотя, версия римлян тоже весьма хороша. Тем более, если Тертулиан упоминает о подобном случае. Но не говорит о маркионитах, а это уж он точно бы не забыл вставить, причем еще и с большим возмущением.
Хотя, если говорить как раз о высмеивании символа, которого еще не было, то тут именно римляне могли высмеивать распятие. Для них-то оно было всего лишь видом позорной казни. А именно вид римской казни ввела в обиход римская ортодоксальная община. В гностических текстах очень мало говорится о моменте распятия. Мало того, он даже не подчеркивается, делая упор только на "повешение на древе", согласно "иудейскому закону". Потому, вопрос кто еще там повесил - римляне или иудеи, и на каком именно "древе" остается очень спорным и открытым.
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...
Intelligo ut credam...
Re: Уши от осла
Шейтан - слово, в основе которого есть корень и суффикс, но основное значение имеет морфема -ан, в 8гл. Ев. от Иоанна Христос свидетельствует о нем, как об убийце и лжеце.
Анкх, как символ диаметрально противоположный, надо рассматривать не в подтексте этой темы.
с уважением nITROn
Анкх, как символ диаметрально противоположный, надо рассматривать не в подтексте этой темы.
с уважением nITROn
- Элелет
- Сообщения: 541
- Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
- Откуда: Рига, Латвия
- Контактная информация:
Re: Уши от осла
Вы владеете каким-либо из диалектов коптского или знаете древнеегипетский? Для подобной темы, в первую очередь, все же необходимо владеть лингвистическими нюансами. А это, к большому сожалению, не ко мне...nITROn писал(а):Шейтан - слово, в основе которого есть корень и суффикс, но основное значение имеет морфема -ан, в 8гл. Ев. от Иоанна Христос свидетельствует о нем, как об убийце и лжеце.
Анкх, как символ диаметрально противоположный, надо рассматривать не в подтексте этой темы.
с уважением nITROn
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...
Intelligo ut credam...
Re: Уши от осла
Problema s russkim textom
Re: Уши от осла
Нашел на чердаке "Основы пневматологии" Владимира Шмакова. Глава 15, § 46, стр 259, цитата:
"Вторым символом является осел. У древних египтян осел "аа", был символическим животным Сета. По Плутарху, Сету посвящены рыжие (красные) ослы. Известно, что в Аварисе (правильнее, по египетским памятникам, - Хаваре) во время владычества гиксов над Египтом воздавалось поклонение ослу, как символу их божества Сутеха (Сета), благодаря чему они были, в сущности говоря, чертопоклонниками. Евреи во время пребывания в Египте были не только в союзе с поработителями исконного населения, но и осуществителями этого рабства, о чем прямое свидетельство мы находим у Манефона. Впрочем, это с особой гордостью сообщается самими евреями. Так, книга Бытия повествует, что Иосиф сделал весь народ рабами, от одного конца Египта до другого (Бытие 47, 27). Связь евреев с гиксами, равно как и обоснование действительности факта культа осла в Иерусалиме прямо дается Плутархом и Тацитом. Первый из них сообщает предание, что Тифон (Сет), пространствовав на осле семь дней в пустыне, произвел на свет Иерусалим и Иудею, а второй приписывает спасение Моисея с народом в пустыне от жажды стаду ослов. Зная это, мы уже не будем так потешаться вместе с еврейскими апологетами над известием, что Антиох Епифан, взойдя по праву победителя в святая святых иерусалимского храма, нашел там откормленного грека для жертвоприношения и осла. Равным образом это бросает новый свет на известные римские "карикатуры" на предмет поклонения первых христиан - выражавшиеся в изображении распятого осла"...
Re: Уши от осла
Две цитаты из статьи в Википедии: "Сифиане (сефиане, правильнее - сетиане) - гностики , названные так по имени библейского патриарха Сифа (Сета), третьего сына Адама и Евы" и "Центральную часть в учении сетиан (сифиан) занимала идея избранного рода, к которому они относили себя, Сифа и Иисуса". Тезис: "сифиане - гностики" абсурден, но вот "идея избранного рода" сифитов, интересна тем, что является антитезой, как иудеям так и каинитам, а также указывает на их местоприбывание: - между двух противоположностей. В чем были их отличия? Что могли противопоставить каиниты? Что бы разобраться в этом, нужно детально рассмотреть графическую работу неизвестного автора: "Алексамен молится богу". - Первая часть имени Алексамена: "Защитник" (кстати, моего отца зовут Александр); - Вторая: "Амен" (иврит. "верно", "да будет так"; тот же корень, что в слове эмуна - "вера"; в русской традиции - Аминь). "Совокупив" евреев с греками я получил "Защитника Верного". Если провести линию от левого нижнего угла до правого верхнего - мы увидим, по восходящей "Защитника Верного"; "вочеловечевшегося" осла (как посредника); и знак "Y"; "Ослоподобный" - не Сет, а его символ (у египтян ворота в нижний мир охраняли демоны с ослиными головами), Сет изображался с головой шакала удивительно похожей на знак "Y". С иной, неязыческой, позиции патриарх Сиф, так же имеет взаимосвязь с этим знаком, но здесь необходимо небольшое пояснение: у меня Пять Книг Торы (перевод Давида Йосифона), где написано: "И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя Шейт, так как доставил Бог мне потомка другого вместо Эвеля, которого убил Каин" - из перечисленных в цитате, две персоны имеют отношение к граффити: "Шейт" и "Бог". Бог у шумеров такой: "Главой этой семьи богов Неба и Земли был АН (или Ану в вавилонских и ассирийских текстах). Он считался Великим Отцом Богов, Царем Богов, Его владения - это пространство небес, его символ - звезда. В шумерской пиктографической письменности символ звезды означал "Ан", "небеса", и "небожитель" или "бог" - примеры: Иоканаан, Ханаан, Инанна, Аннунаки и мн. др.. Взаимосвязь Шейта и Бога (бога) наличествует в слове "шейтан": "Шейт"+"АН"(Бог Шейта), первая буква имени которого Иод, на граффити - "Y".