Позволю себе опустить комментарии по поводу Шмакова. Именно по причине «эзотерической» направленности его работ. Да еще и потому, что по причине проживания в период времени, задолго до обнаружения библиотеки Наг-Хаммади, и академического пересмотра взгляда на тему «гностицизма» в целом, он базировался на достаточно обрывочных, недоброкачественных, а подчас и злостных выдумках ересиологов, а также на разрозненных сведениях. А отсутствие достаточного количества материала в данном вопросе, приводит к несколько неверным суждениям.nITROn писал(а):Две цитаты из статьи в Википедии: "Сифиане (сефиане, правильнее - сетиане) - гностики , названные так по имени библейского патриарха Сифа (Сета), третьего сына Адама и Евы" и "Центральную часть в учении сетиан (сифиан) занимала идея избранного рода, к которому они относили себя, Сифа и Иисуса". Тезис: "сифиане - гностики" абсурден, но вот "идея избранного рода" сифитов, интересна тем, что является антитезой, как иудеям так и каинитам, а также указывает на их местоприбывание: - между двух противоположностей. В чем были их отличия? Что могли противопоставить каиниты? Что бы разобраться в этом, нужно детально рассмотреть графическую работу неизвестного автора: "Алексамен молится богу". - Первая часть имени Алексамена: "Защитник" (кстати, моего отца зовут Александр); - Вторая: "Амен" (иврит. "верно", "да будет так"; тот же корень, что в слове эмуна - "вера"; в русской традиции - Аминь). "Совокупив" евреев с греками я получил "Защитника Верного". Если провести линию от левого нижнего угла до правого верхнего - мы увидим, по восходящей "Защитника Верного"; "вочеловечевшегося" осла (как посредника); и знак "Y"; "Ослоподобный" - не Сет, а его символ (у египтян ворота в нижний мир охраняли демоны с ослиными головами), Сет изображался с головой шакала удивительно похожей на знак "Y". С иной, неязыческой, позиции патриарх Сиф, так же имеет взаимосвязь с этим знаком, но здесь необходимо небольшое пояснение: у меня Пять Книг Торы (перевод Давида Йосифона), где написано: "И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя Шейт, так как доставил Бог мне потомка другого вместо Эвеля, которого убил Каин" - из перечисленных в цитате, две персоны имеют отношение к граффити: "Шейт" и "Бог". Бог у шумеров такой: "Главой этой семьи богов Неба и Земли был АН (или Ану в вавилонских и ассирийских текстах). Он считался Великим Отцом Богов, Царем Богов, Его владения - это пространство небес, его символ - звезда. В шумерской пиктографической письменности символ звезды означал "Ан", "небеса", и "небожитель" или "бог" - примеры: Иоканаан, Ханаан, Инанна, Аннунаки и мн. др.. Взаимосвязь Шейта и Бога (бога) наличествует в слове "шейтан": "Шейт"+"АН"(Бог Шейта), первая буква имени которого Иод, на граффити - "Y".
Впрочем, тут надо оговорится, что и никакого «гностицизЬма» так же не существует. Более того, сам термин "гностицизм" появился в результате не вполне допустимого не совсем критического восприятия, а просто наивной доверчивости ряда исследователей Нового Времени к сочинениям так называемых "отцов-ересиологов" (Иринея, Ипполита, Епифания, Тертуллиана и ряда мелких авторов). "Никакого «гностицизма», тем более «внехристианского мифологического гностицизма» как отдельной религии, никогда не существовало. Тот комплекс идей, который в современной исторической науке принято называть гностицизмом, в 1 в. был единственным христианством. Если иудаизированная версия христианства и существовала в 1 в., свидетельств чего у нас нет, она была маргинальным явлением.
В свою очередь, иудео-христианство (ныне известное, как ортодоксальное христианство), является феноменом 2 в., получившим достаточно широкое распространение в силу политических условий того времени - утраты огромным числом иудеев жизненных ориентиров после поражения восстания Бар-Кохбы и приход хотя бы части из них в уже существующую христианскую церковь, результатом чего стал дрейф вероучения церкви от жесткого назорейского антииудаизма к синкретическому слиянию с иудейским вероучением и отказ от использования в качестве Св.Писания документов аутентичной апостольской традиции, либо грубая их переделка".
К примеру Ганс-Мартин Шенке, в своей работе «Феномен и значение сифианского гносиса», сам достаточно критически относится к тезису «сифианство»: «И в этом отношении термин «сифианство», заимствованный у отцов церкви, играл значительную роль с тех пор как стали известны тексты из Наг Хаммади. Согласно Дж. Макрэю, например, Откровение Адама – литературное произведение гностиков-сифиан[5]. А. Бёлиг и Ф. Виссе определяют содержание Евангелия Египтян, как комбинацию Барбело-гностицизма и сифианства[6]. И. Янссенс называет гностиков, от которых происходят основные свидетельства нашей группы текстов барбелогностиками-сифианами[7] и так далее. Тем не менее, использование терминов «барбелогностики» и «сифиане» как альтернативных или в сочетании друг с другом представляется мне некорректным, поскольку термины взяты из разных источников: первый происходит от Иринея (Haer. 1.29.1), который, со своей стороны, не использует термина «сифиане» вовсе, второй – от так называемых «сифиан» Ипполита, Епифания и Феодорита. Феодорит первым приписал систему Иринея 1.30 сифианам.» Потому употребление термина «сифиане» можно рассматривать только как условное обозначение, равно «гностицизму», но ни коим образом как отдельное, и достоверно существовавшее историческое явление. Скорее всего, оно пышно существовало в воспаленном воображении ересиологов. Но чего там только ни было…
Кроме того, в греческом понятийном аппарате не существовало аналога ни Яхве, ни Сэту (Тифону). Они оба были чуждым эллинам элементом, потому самое близкое понятие обнаружилось только в Тифоне – ослоговом змее. А данный отрывок, который Вы приводите: «"И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя Шейт, так как доставил Бог мне потомка другого вместо Эвеля, которого убил Каин" - из перечисленных в цитате, две персоны имеют отношение к граффити: "Шейт" и "Бог".» при внимательном рассмотрении с общей картиной Бытия и апокрифами в целом, дает совсем иное понимание Сифа, как отдельно стоящего от создателя материи элемента. Вот канонические тексты, подверждающие правильность этого вывода: 1 Ин., 3:12: «Каин, который был от лукавого и потому убил брата своего», — аллюзия на слова Евы в Быт., 4:1: «Приобрела я человека от Господа», — в древнееврейском оригинале «от Яхве» (понятно, что Элохим, который переводится в синодальном тексте, как «Бог» она никак не могла ничего приобрести, по причине отсутствия у оного того, чем приобретается). У ранних христиан это было общим местом: Евангелие от Филиппа NHC II, 61: «Вначале появилось прелюбодеяние, затем убийца, и он был рожден от прелюбодеяния. Ибо он был сыном змия. Поэтому он стал человекоубийцей, как и его отец, и он убил своего брата»; Откровение Адама NHC V, 66: «Тогда бог, который сотворил нас, сотворил сына от себя и Евы, твоей матери...»; Апокриф Иоанна NHC III, 31: «Тогда он увидел деву, предстоящую Адаму. Ялдаваоф исполнился безумия, желая произвести потомство от нее. И он осквернил ее, он породил первого сына, также и второго: Яхве в облике медведя и Элохима в облике кота, и один справедливый, а другой — несправедливый. И справедливого он поставил над огнем и воздухом, а несправедливого он поставил над водой и землей. Это те, кого называют во всех поколениях Каином и Авелем».
Потому сочетание Сифа с Шейтаном, особенно если в иудаизме, данное имя произносится, как «Шет», а не как «Шейт»(англоязычная, возможно, трактовка), не совсем правильна. Впрочем, тут скорее возможен синкретизм понятий, где первоначальное значение было утрачено, заменив его более соотвествующим идейным соображениям. Что поделаешь, «враг посеял плевелы свои» везде, и невозможно найти хорошие всходы, если не издерешь свои руки в кровь, пока не повырываешь плевелы…