skifos писал(а):
Прекрасно понимаю, о чем к чему вы клоните. Острожскую Библию я привел в качества примера разночтения в переводах слова переводимого как «искушение» и не более… Вы далеко не первый человек, который обратил внимание, толкование этой фразы является постоянным искушением для христиан, том числе очень и очень ортодоксальных.
Еще бы! Но у них как-то умещается в голове благость с искушением. К примеру, Тертуллиан изворачивался таким образом, относительно истолкования данной молитвы: "
Не введи нас во искушение - значит, не попусти нам быть введенными в искушение тем, кто искушает , да не будем думать, будто Бог искушает , — ни в том смысле, чтоб узнать веру нашу, как бы не знал ее, ни тем паче в том, чтоб порадоваться нашему падению: неведение и злоба суть принадлежности диавола. Бог повелел Аврааму принести в жертву сына не для узнавания его веры, а для показания ее, чтоб в нем дать нам образец повиновения повелению Божию, как только оно получено, не ставя дороже Бога самых кровных своих." Забавно, Бог не искушает, неет!, - но подталкивает Авраама принести себе в жертву его сына, но сугубо из "благочестивых" намерений.
Св. Киприан зашел еще дальше: "Еще заповедует нам Господь говорить в молитве: и не введи нас во искушение. Этим прошением показывается, что враг ничего не может сделать нам, если не попустит Бог, чтоб таким образом весь наш страх, все наше благоговение и внимание обращены были к Богу, когда в искушениях наших ничего не может против нас враг, если не будет дана ему на то власть свыше." Этакое положение человека под перекрестным огнем Бога и непонятного "врага", который, тем не менее, все делает исключительно с разрешения этого "благого" Бога. Ну прямо добрый и злой менты. У св. Кирилла Иерусалимский все еще более запущенно: "И не введи нас во искушение, Господи. Ужели Господь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть искушаемыми ? Как же сказано в другом месте: Иже не искусися, мало весть (Сир. 34, 10), — и еще: всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна (Иак. 1, 2). — Но, может быть, войти в искушение — значит погрязнуть в искушении? Ибо искушение как бы подобно некоему потоку, чрез который трудно перейти. Посему одни, не погрязая в искушениях, минуют их, как бы сделавшись некиими искусными пловцами и нимало не увлекаясь ими. А другие не таковы, — входят и погрязают. Как, например, Иуда, вошедши в искушение сребролюбия, не переплыл пучины, но прогряз и погиб телесно и духовно. Петр же вошел в искушение отречения, но, вошедши, не погряз, а мужественно переплыв пучину, избавился от искушения. " Т.е. шоб проверить на "вшивость" надо послать искушение. Не прошел - кирдык тебе, а прошел - возьми пряник.
Но вот только ни у кого из этих достославных ортодоксов даже не пахнет павловой "Любовь милосердствует...".
Потому для ортодоксальных христиан совместить искушение с милосердием даже совсем очень не искушение, все в порядке вещей.
skifos писал(а):Думаю, что вас не удовлетворит и катехизаторское ее объяснение через первую главу книги Иова:
12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня.
Т.е. искушения происходят через «сына Божьего» сатану по его (Яхве) прямому благословлению.
Даже очень удовлетворяет, как наглядный пример тесных родственных отношений Яхве и Сатана
А иначе даже не может быть, ибо: " Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это." (Ис.45:7)
skifos писал(а):Кстати, мне неоднократно приходилось общаться с евреями (только сегодня) и мусульманами. Они дружно ссылаются на Исх. 45; 7 (есть еще какая-то аналогичная сура в Коране, хадисы и какие-то раввнистические толкования с этим же смыслом, сейчас неохота все это искать, но наши братья из оных аврамических конфессий часто на них ссылаются)
«я образую свет и творю тьму»
Т.е. те, для кого Бог-творец есть одновременно создатель добра и зла не видят в том, что именно он посылает искушение никакого противоречия со своей верой. У христиан даже ортодоксальных все намного сложнее, потому что образ неведомого Бога, открытый Спасителем никак не вяжется с творцом добра и зла, т.е. дьяволом и богом в одном лице. Поэтому ортодоксальные христиане в отличие от уверенных в оном постулате иудеев и мусульман часто пребывают в состоянии похожем на шизофрению.
Наверно, не Исход, а Исайя? Иудеи и мусульмане как раз таки очень честны в данном вопросе, их теологическая концепция совершенно справедлива в рамках миропонимания их же религий, потому и исключает всевозможные заплеты, вроде оной шизофрении братьев-ортодоксов.
Но учитывая все это, у т.н. "Молитвы Господней" есть два варианта возникновения:
1. Или она была сочинена намного позднее, уже в рамках становления кафолической ортодоксии,
2.Или она была хорошенько подрехтована этими же товарищами.