Определение Гностицизма

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 925
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: Определение Гностицизма

Сообщение dascher » 12 ноя 2016, 12:01

Как ни странно, но у меня совершенно противоположное ощущение от работы Алексеева. Не нивелирование, а скорее выделение понятия с достаточно жесткой демонстрацией воровства корневой мысли, трансформации её до неузнаваемости и приспособлении под вполне прозаические цели. И после такого квалифицированного разоблачения фальсификата, совершенно непонятное нивелирование выводов и сведение всего «комплекса идей» только к одному частному случаю – «различению и даже противопоставлению» неких богов. Вы уж простите, но всё это выглядит, как в старой украинской поговорке – «Плыв, плыв, та на берези усрався...»
Безусловно, есть некая вероятность того, что еще обнаружатся документы, которые еще раз перевернут нашу точку зрения на предмет, но, как говорит тот же Алексеев, пока у нас есть наименее противоречивая концепция, которой и следует придерживаться, тем более, что она замечательным образом раскрывает все тонкости фальсификаций. И если до обнаружения Наг-Хаммади на гностические источники ссылались многие ересеологи и даже обнаруживались некоторые гностические документы, то о гипотетических документах, способных трансформировать точку зрения и на этот предмет, не то, что ничего не слышно, но даже нет никаких предположений по этому поводу.
Что касается знакомства, то назовите это каким угодно словом, но суть свою это не изменит. А суть состоит именно в получении некой информации и гнозис в любом случае это получение информации.
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Badger_grol
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 17 янв 2016, 18:01

Re: Определение Гностицизма

Сообщение Badger_grol » 12 ноя 2016, 14:12

Ну, если вам так угодно придерживаться именно слова "информация", хотя я и не понимаю зачем, я это могу понять только в образном ключе, как нечто что "всё искало" и в конечном итоге, некоторые нашли. Но это вот уж никак не может быть получением этой самой информации, в апокрифических источниках это называется иначе. Если угодно, сама информация - это гнозис и есть.

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 925
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: Определение Гностицизма

Сообщение dascher » 12 ноя 2016, 19:55

Badger_grol писал(а):Ну, если вам так угодно придерживаться именно слова "информация", хотя я и не понимаю зачем, я это могу понять только в образном ключе, как нечто что "всё искало" и в конечном итоге, некоторые нашли. Но это вот уж никак не может быть получением этой самой информации, в апокрифических источниках это называется иначе. Если угодно, сама информация - это гнозис и есть.
Информация - это любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками. Если у вас есть достойная замена этого слова, с удовольствием буду использовать её, например, при описании процесса получения неких сведений при знакомстве с чем-либо.
И да, вы безусловно правы, гнозис это тоже информация…
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Saturn
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 01 фев 2017, 07:07

Re: Определение Гностицизма

Сообщение Saturn » 13 фев 2017, 18:24

Вот какое прочел видение:
«В этом смысле есть все основания утверждать, что гностические системы II в. в изменившемся культурном контексте, сформированном как иудейской космогонией, так и христианской (а частично даже зороастрийской) сотериологией, являются закономерным продолжением греко-эллинистической мистериософии и, в первую очередь, орфизма: красноречивым свидетельством в пользу этого утверждения могут служить офитские системы, в рамках которых лучше всего выявляются преемственность и близость гностицизма по отношению к орфической мысли» (К. Морескини. История патристической философии. – М,-2011. – с.52).
Много читая об Эмпедокле и Орфизме, являюсь сторонником подобного тезиса. Красива история с Дионисом. А уж о теле - как темнице души:
«Может быть, на самом деле мы мертвые? И правда, как-то раз я слышал от одного мудрого человека, что теперь мы мертвы, и что тело — наша могила, и что та часть души, где заключены желания, легковерна и переменчива, и что некий хитроумный слагатель притч, вероятно сицилиец или италик, эту часть души, в своей доверчивости очень уж неразборчивую, играя созвучиями, {B} назвал бочкой, а людей, не просвещенных разумом, — непосвященными, а про ту часть души этих непосвященных, в которой живут желания, сказал, что она — дырявая бочка, намекая на ее разнузданность и ненадежность, а стало быть, и ненасытную алчность. В противоположность тебе, Калликл, он доказывает, что меж обитателями Аида — он имеет в виду незримый мир — самые несчастные они, непосвященные, и что они таскают в дырявую бочку воду другим дырявым {C} сосудом — решетом. Под решетом он понимает душу (так объяснял мне тот мудрец); душу тех, кто не просвещен разумом, он сравнил с решетом потому, что она дырява — не способна ничего удержать по неверности своей и забывчивости». (Платон «Горгий». 493 а-с).
Единое в лице Диониса раздробляется на множественность. Символом собирания множественности в состояние изначального Единства становится Аполлон, собравший растерзанные члены Диониса:
«Когда Дионис запечатлел свое отображение в зеркале, то последовал за ним, и таким образом раздробился на Вселенную, а Аполлон его собирает воедино и восстанавливает, поскольку он очищающий бог и воистину спаситель Диониса, почему его и воспевают как Дионисодателя». (Олимпиодор: Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. – с.58).
Иррациональную, неупорядоченную и склонную к насилию часть [нашего существа], поскольку она не божественного, а демонического происхождения, древние назвали Титанами; именно эта часть несет наказание и справедливое возмездие». (Плутарх «О плотоядении», I, 996 С: Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. – с.58).
«Разве Платон не перепевает здесь орфические сказания о том, что Дионис разрывается на части Титанами, а соединяется Аполлоном? – задаётся он вопросом. - Поэтому он сводится воедино и собирается, т. е. возрождается от Титанической жизни к единовидной». (Олимпиодор «К Федону» 67 с: Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. – с.58-59).
Непосвященные также сравниваются со свиньями, лежащими в грязи («Государство» 363D, «Федон» 69с). Невольно подумаешь о том, что Иисус знал греческий и более того, греческую философию...

Простите за компиляцию.

spartak
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 20 мар 2016, 06:24

Re: Определение Гностицизма

Сообщение spartak » 11 май 2017, 12:50

dascher писал(а):Нижеследующие строки есть наша с elelet попытка, опирающаяся на наше понимание, дать определение гностицизму.
Конструктивная критика приветствуется.

Гностицизм — это комплекс идей, в основе которого лежит философская концепция, утверждающая, что материя (материальный мир) есть Ничто (не-бытие), буквально вылепленное несовершенным творцом (изъяном), который появился в результате катастрофы в структуре мира идеального (божественного). Целью создания материи является удержание божественного Света (Жизни), принадлежащего идеальному миру. Материя конечна и существует пока Свет (Жизнь) находятся в ней. Свет (Жизнь) должен вернуться в идеальный мир.
Знание о идеальном мире, о наличии Света (Жизни) в человеке и о возможности возвращения Света (Жизни) в идеальный мир после земной жизни людей называется Гнозисом. Это Знание (Гнозис) изначально есть в каждом человеке. Вспомнить это Знание — значит обрести Спасение.
Спасение безусловно для всех людей. Отсрочку Спасения определяет отношение к Знанию. По отношению к Знанию гностики – последователи гностицизма разделяют людей на три типа - духовных (принимающих Знание), психических (сомневающихся) и материальных (отвергающих Знание).
Извините, Дашер. Позволю себе скопипастить Ваше определение для размещения его на Евру. Думаю, Вы не будете против, если умолчу источник. Вы уже отвечали на подобное мне.
Имеющий уши, да слышит!

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 925
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: Определение Гностицизма

Сообщение dascher » 11 май 2017, 13:19

spartak писал(а): Извините, Дашер. Позволю себе скопипастить Ваше определение для размещения его на Евру. Думаю, Вы не будете против, если умолчу источник. Вы уже отвечали на подобное мне.
На здоровье! Конечно не буду против)
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Ответить