о.Кураев о гностицизме

Ответить
ael
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 25 дек 2015, 00:27

о.Кураев о гностицизме

Сообщение ael » 20 мар 2016, 20:23

Любая оккультно-гностическая система содержит в себе долгие и путаные повествования о том, какие поколения «эонов», богов, духов, «фохатов» располагаются в надземном мире. Гностическая мысль исходит из странной иллюзии о том, что если между Божеством и материей расположить несколько посредствующих ступеней, на каждой из которых будет чуть меньше духа и чуть больше материальности, то удастся решить проблему перетекания Бесконечного в конечное.
Как замечает А. Карташев, «это явный абсурд и самообман, будто можно онтологически сочетать Абсолютное с относительным путем постепенного вычитания из него неких частиц абсолютности с заменой их равновеликими частицами относительности вплоть до полного перехода или превращения Абсолютного в относительное. На деле каждая ступень или каждый момент такой процедуры есть просто момент упразднения бытия одной категории другою, а не их сцепления, сочетания, объединения. Многоступенчатость таких процедур есть чистейшая логическая иллюзия. На нем построена вся импотентная фантастика гностицизма, его эономания. Никаким crescendo-diminuendo от твари к Богу и vice versa не создать сплошности, непрерывности, и в любую из миллиметрических щелей проваливается, как в бездну, все построение… Опять перед нами философский самообман гностицизма, создающего иллюзию, будто бы антиномия, разжиженная на десяти водах, теряет путем ступенчатых переходов свою качественную антиномичность, иррациональность или сверхрациональность»561. На деле же у гностиков «мост другого берега бездны не достигал, лишь затемняя различие между тварью и Богом и заслоняя единственный Путь»562.
Мир превращается в «матрешку». В нем много-много уровней и этажей, но зато где-то оказался забыт сам Творец. «Вы знаете, как трудно видеть Фохат, какие многолетние накопления требуются для очевидности этой энергии. Но что скажет слабый дух, если он узнает, что за Фохатом находится Парафохат, который питается Панфохатом», – открывает «космические тайны» «Живая этика» (Агни Йога. 403). Новый Завет к этим матрешкам относится иначе: «Глупых же состязаний и родословий удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит. 3,9). Речь идет не о спорах по поводу генеалогического древа той или иной семьи и ее претензий на аристократичность. Нет, апостол Павел полемизирует именно с гностиками и с их тягой к бесконечным космическим родословиям (по принципу «Панфохат излил Парафохат, Парафохат излил Фохат…»).
Двигаясь по этим этажам, ум человека никогда не приходит к Богу563 , душа же его оказывается слишком зависима от «посредников», от не-божественных космических обитателей. И где же гарантия, что эти духи захотят пропустить доверившуюся им душу дальше, а не просто подомнут ее под себя? У В. А. Жуковского в поэме «Дева и Асмодей» бес так уговоривает не в меру доверчивого визионера: «Забудь о Боге, мне молись – мои верней награды!». Похоже, что на ухаживания этого же духа откликнулись и «девы-теософки».
Стремление гностиков заполнить космос вереницами «посредников» весьма странно. Такое ощущение, что своими «эонами» они хотят загородиться от Бога. Бог Сам пришел на землю, подарил Себя людям, но они от Него убегают. «Не может быть, чтобы Бог вел себя столь смиренно, столь до неприличия невеличественно! Не может быть, чтобы Бог Сам соединился с людьми!». Папа Иоанн-Павел II так объясняет это поведение христоборцев: «Бог подошел к человеку так близко, как смог. Дальше этого предела Он не смог пойти. Бог зашел слишком далеко. Разве не стал Христос скандалом для иудеев, пугалом для язычников?.. Человек с тех пор не в состоянии выносить такую близость с Богом, и начались протесты. Этот большой протест имеет точное имя: первый называется Синагога, а потом Ислам. Оба не могут принять такого человечного Бога. „Это не пристало Богу“, – возражают они, – Он должен оставаться абсолютно трансцендентным, оставаться чистым величием»564.
Впрочем, между первым бунтом, создавшим иудаизм, и вторым восстанием, породившим ислам, был еще и антиевангельский бунт гностиков, превративших Христа в полубога-получеловека, недочеловека и недобога.
Но иудаизм просто воздвиг стену между собой и христианством565. Гностики же хотели ассимилировать Евангелие, встроить его в обычную языческую мистику космоса. И вот, чтобы не вдаваться в прения о «космических родословиях», христианское богословие стало использовать в космологии тактику «выжженной земли»: оно само не стало формулировать космологических систем, и воспротивилось их навязыванию извне.

Итак, именно отказ апостолов и их последователей признать наравне с Евангелием правоту язычников привел их к казни. Язычество предложило христианам компромисс с собою – в виде гностицизма. Церковь отказалась. И тогда, по точному выражению В. Болотова, «язычество прибегло к гонениям, требуя компромисса882 »


(Сатанизм для интеллигенции)

ego
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 05 мар 2016, 13:02

Re: о.Кураев о гностицизме

Сообщение ego » 23 мар 2016, 11:36

ael писал(а):Язычество предложило христианам компромисс с собою – в виде гностицизма. Церковь отказалась. И тогда, по точному выражению В. Болотова, «язычество прибегло к гонениям, требуя компромисса882 »
космическая белиберда.

ael
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 25 дек 2015, 00:27

Re: о.Кураев о гностицизме

Сообщение ael » 24 мар 2016, 17:11

Теософия начала христианской эры носила имя гностицизма. Гностицизм вероятнее всего возник на несколько десятилетий раньше христианства. И он с огромным энтузиазмом отнесся к перспективе поглотить веру апостольской Церкви и по меркам ветхого язычества перетолковать Новый Завет. Именно в полемике с древним оккультизмом гностиков писались апостольские послания и Евангелия. Именно гностицизму противостояли все христианские авторы I-III веков. И в полемике с оккультистами Церковь уясняет свою веру, уясняет служение и учение Христа.
Гностицизм был побежден и исчез с поверхности исторической жизни. И многое в христианстве стало непонятным – ибо трудно уловить логику рассуждения, если не знаешь суждений оппонента. Трудно понять смысл телефонной дискуссии, если слышишь лишь одного собеседника.
Сейчас этот оппонент вновь явлен. И мы по-новому можем оценить христианство…

(оттуда же)

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 913
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: о.Кураев о гностицизме

Сообщение dascher » 25 мар 2016, 22:59

Всё, что пишет Кураев о гностицизме либо глубокое незнание предмета, либо нарочитое передергивание. Честно говоря, уже просто нет желания разбирать сомнительный опус разжалованного дьяка. Что такое гностическая космогония и о чем она, читайте здесь http://xpectoc.com/sites/xpectoc/upload ... mogony.pdf

Ну и просто об уровне аргументов Кураева типа:
«Глупых же состязаний и родословий удаляйся, ибо они бесполезны и суетны» (Тит. 3,9)
Можете судить после прочтения этого - http://xpectoc.com/sites/xpectoc/upload ... anstvo.pdf
французский исследователь Поль-Луи Кушу, сравнивая восстановленную
Гарнаком версию посланий с новозаветной, наглядно продемонстрировал, что
краткий текст, опубликованный Маркионом, является изначальным и
подлинным, тогда как пространная редакция посланий, вошедшая в Новый
Завет, изуродована многочисленными вставками и переделками, иногда
полностью разрушающими мысль Павла, и дополнена тремя так называемыми
«пастырскими» посланиями, заведомо не имеющими к Павлу никакого отношения. Курьезно, но в одном из них — 1 Тим., 6:20 — упомянута
опубликованная Маркионом не ранее 144 года книга Антитезы, что не только
позволяет достаточно точно датировать пастырские послания, но и
характеризует интеллектуальный уровень их сочинителей.
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

spartak
Сообщения: 241
Зарегистрирован: 20 мар 2016, 06:24

Re: о.Кураев о гностицизме

Сообщение spartak » 26 мар 2016, 13:53

Профессиональный служитель культа по определению связан необходимостью доказывать истинность культа и своего местс в нем, и по другому не может. Иначе лишение сана, уважения паствы, проклятия, да и яхве не импотент (насчет импотенции гностицизма в статье Кураева), мало не покажется. Но вот слушая, именно слушая рассуждения Кураева о гностицизме, вижу, как трудно ему скрыть свою симпатию, как то тут, то там он выдает себя, сдает гностикам посты ортодоксии, чтобы потом, якобы ударить, так ударить. Но когда наступает момент истины, вдруг вместо чего то существенного, он как будто вспоминает кто он, и никак не может без этих - удаляйся, берегись, глупые басни ит.д. Кушать хочется, работа нужна, зря что ли семинарии, саны, лекции? А аргументировать гностикам они не в состоянии. Сами признают, что это самая страшная для церкви ересь, и в войне с ней все средства хороши. И не гнушаются ничем и никто, ни Иреней, ни Тертулиан, ни христианство при Константине, ни при Кириле. Спасти организацию, а истина вторична.
Имеющий уши, да слышит!

ael
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 25 дек 2015, 00:27

Re: о.Кураев о гностицизме

Сообщение ael » 27 мар 2016, 16:20

Всё, что пишет Кураев о гностицизме либо глубокое незнание предмета, либо нарочитое передергивание. Честно говоря, уже просто нет желания разбирать сомнительный опус разжалованного дьяка.
он писал это неразжалованным! и большой материал проработан, судя по сотням линков..
по вам и такой спец как хазарзар когдато прошелся-критически, подобно диакону.

ael
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 25 дек 2015, 00:27

Re: о.Кураев о гностицизме

Сообщение ael » 27 мар 2016, 19:04

Можете судить после прочтения этого -
думаю в пастырских письмах всеже есть фрагменты Павла, которые ученики скомпоновали в письма чтоб не потерять, дополнив своими идеями

Ответить