Немного о Пистис Софии.(с)

Ответить
Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 912
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Немного о Пистис Софии.(с)

Сообщение dascher » 28 ноя 2010, 00:18

Процитирую одного из «гностиков», позиционирующего себя, как очень большого специалиста по гностицизму – «Вот потому, кстати, никакой он (поздний гностицизм образца Пистис Софии) и не "низкий", что там та же картина. Причем, как говорится, "по всем вопросам"». Выражение «та же картина» относилась к Апокрифу Иоанна. Попробуем разобраться с «Пистис Софией», опираясь, что совсем не странно, на перевод данного памятника, выполненный тем же Алексом Момой.

Уже в первой книге мы наталкиваемся на следующее:
Я нашёл Елизавету, мать Иоанна Крестителя, прежде чем она приняла его. И я заронил в неё Силу, которую взял от Малого Иао, Благого, который в Середине ***, чтобы он был в состоянии проповедовать прежде меня, и приготовить путь мне (д), и крестить в воде (во имя) отпущения грехов. Тотчас же эта Сила оказалась в теле Иоанна. И опять же, в Месте Души Архонтов, которую ему следовало получить, я нашёл душу Илии Пророка в Эонах Сферы, и я принял его, и получил его душу, снова отнёс её Деве Света, а она дала своим Паралемптаи (Приемщикам). Они отнесли её в Сферу Архонтов и заронили ее в чрево Елизаветы. Сила же Малого Иао ****, который из Середины, и душа пророка Илии были связаны в теле Иоанна Крестителя. Вот потому вы и усомнились однажды, когда я сказал вам: "Иоанн сказал: я не Христос" (е), - и вы сказали мне: "Написано в Писании: Когда Христос придёт, Илия придёт прежде и приготовит путь его"
(ж). Но я, когда вы сказали мне это, я сказал вам: "Именно, Илия пришёл и приготовил всё (з) сообразно тому, как написано, а поступили с ним, как хотели". И когда я узнал, что вы не поняли, что я сказал вам о душе Илии, которая связана в Иоанне Крестителе, я ответил вам в слове открыто, лицом к лицу: "Если хотите принять Иоанна Крестителя, - он и есть Илия, о котором я сказал, что он придёт"." (и)


Вот те раз, но большинство исследователей считает, что сам Иоанн и крещение радикальным иудейским религиозным деятелем Иоанном Иисуса Христа выдумано иудеохристианством с целью ввести Иисуса в контекст иудаизма, сделать из Него еврейского Мессию, о котором возвещал Иоанн, подвести под единый знаменатель две разные исторические фигуры как последователей якобы одной религиозной традиции. Надо отметить, что этот обман вполне удался - Иоанн прочно вошел в догматику христианства. Современная историческая наука крещение Иоанном Иисуса не подвергает сомнению и беспочвенно вплетает этот эпизод в свои исследования и теории.
Однако, разве что-то подобное можно найти в Апокрифе Иоанна? Разве там есть аллюзии на явно ортодоксальные мифы, появившиеся в результате синкретизации христианства с иудаизмом? Ответ однозначный – нет!
Но, читаем дальше:
Иисус снова продолжил говорить и сказал: "Тотчас же случилось после этого, (что) по велению Первой Тайны я снова взглянул вниз, на мир человечества, нашёл Марию, ту, которую называют матерью моей по физическому телу. Я заговорил с ней снова под видом Гавриила *и, когда она обратилась в Вышину, ко мне, я заронил в неё Первую Силу, которую взял у Барбело**, то есть тело, которое я носил в Вышине. А вместо души я заронил в неё Силу, которую взял у Великого Саваофа, Благого ***,

Здесь мы видим не только аллюзию на ортодоксальный миф о непорочном зачатии, который кроме того, что нелеп сам по себе, но еще и оскорбителен для иудаизма, поскольку сношение иудейского Б-га с земной женщиной есть ни что иное, как богохульство с точки зрения иудаизма, но, кроме этого, мы видим отождествление Благого Бога с Саваофом. Но ведь мы знаем, что Саваоф – Господь Воинств это одно из имен или званий иудейского культового бога Яхве. Каким образом библейский бог оказывается в этом произведении Великим Благим, являющимся Отцом Христа? Каким образом Архонт начинает ассоциироваться с Благим Богом? Ведь получается, что это всего-лишь одна из версий ортодоксального мифа, пытающегося совместить иудаизм с античным христианством. Подобно тому, как в ортодоксии, одна из ипостасей Яхве – Сатан, превращается в Противника Б-га, так и здесь, в «Пистис Софии», Саваофу противостоят архонты:

Поэтому также сказано: "Вот вы и не узнаете, что свершит Господь Саваоф", то есть никто из Архонтов не узнает, что ты свершишь отныне, то есть они (Архонты) суть "Египет" (г), ибо они - вещество. А Сила, которая в Исайе, прорицала о тебе однажды, она сказала: "Вот вы и не узнаете отныне того, что свершит Господь Саваоф" (д). Из-за Силы Света, которую ты взял у Саваофа, Благого, - того, который в Месте Правой (Части), которая ныне в твоём физическом теле, - ты, мой Господи Иисусе

И ничего уже удивительного в том, что Пистис София в своих гимнах обращается к Благому с такими просьбами, касающимися архонтов:

Ниспошли же им их мщение, да настигнет их твоё правосудие.

Вот и получается еще один проортодоксальный выверт, в котором Любовь начинает ассоциироваться с местью и наказанием. И уже вполне естественно, что дальше в книгах «Пистис София» идет аллюзия на ветхозаветные пророчества:

Твоя Сила Света однажды пророчествовала об этом через Давида, пророка, в Шестьдесят Восьмом Псалме:

Сила твоя однажды пророчествовала через пророка Давида, говоря своё покаяние в Семидесятом Псалме:

Твоя Сила Света, пребывавшая в Давиде, однажды пророчествовала о нём в Сто Первом Псалме:

Согласно этому Слову, твоя Сила Света пророчествовала однажды через Давида в Восемьдесят Первом Псалме, говоря: "Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд" * (г)

Твоя Сила пророчествовала однажды через Соломона, говоря так:

Мой Господь, твоя Сила Света однажды пророчествовала об этом через Соломона в Девятнадцатой Оде и сказала: и т.д. и т.п.


Ни для кого не секрет, что относительно канонического Евангелия от Иоанна, существует мнение, пока еще не опровергнутое – «Вставками, грубо разрушающими смысл оригинала, следует признать ссылки на иудейское
Писание, что особенно очевидно в отношении рефрена «да сбудется писание», а также упоминания «Моисея и пророков» в позитивном контексте
».
Вряд ли можно оспаривать, что вышеизложенное мнение не относится и к «Пистис Софии», в которой ссылки на речения пророков и ассоциирование Отца Христа с Саваофом, являются резко противоречащими космогонической картине, изложенной в Апокрифе Иоанна.
Лишь только особо извращенный ум способен совместить такую фразу из «Пистис Софии», как :
«Ты – истина, которая является Силой Саваофа, Благого, которая пребывает в твоём физическом теле, то есть истина, которая проросла из земли» с космогонией Апокрифа Иоанна и утверждать, что в обоих памятниках по-сути говориться об одном и том же, уж совсем игнорируя фразу из Евангелия от Иоанна, адресованную последователям Саваофа – «ваш отец дьявол».
Но именно такой ум запросто способен утверждать истинность ветхозаветных законов, вложенных в уста Иисуса «Пистис Софии» с целью «быть достойными Тайн Света и спастись от Наказаний»:
«избегайте лжесвидетельств, любить брюхо, злых обычаев, воровства, злословия, блуда, убийства, безбожия, колдовства, богохульства, лжеучений…»,
«Говорите всем учащим лжеучениям и всем учащимся у них: горе вам, ибо пока не покаетесь вы и не отречетесь от лжи, вы будете следовать в (Места) Наказаний Великого Дракона, тьма Внешняя коего очень сурова».
О как, не только «ворожеи не оставляй в живых»(Исход 22:18), но и о «лжеименном знании» (1 Тим 6:20-21), которое является однозначным мифотворчеством ортодоксов.
Но есть и явные противоречия ортодоксальной доктрине, которые ближе к иудаизму, как например запрет на прощение:
«Если же согрешал человек и пребывал во всех видах грехов, отныне не прощайте его», и пищевые запреты, базирующееся на том, что:
« тело мало, а ребенок поедает еду Мира Архонтов, а Сила притягивает к себе частичку Силы, которая в пище, а душа притягивает к себе частичку души, которая в пище, а Дух Обманчивый притягивает к себе часть злости, которая в пищевых (продуктах) и его (Духа Обманчивого) прихотях. А тело также притягивает к себе вещество, которое в пище».
И конечно, утверждение о наличии реинкарнации – Перевоплощений.
Впрочем, в чем схожа космогония ортодоксов с «Пистис Софией», так это с обязательным НАКАЗАНИЕМ от «Бога, который есть Любовь», даже если они происходят попустительством божьим через архонтов:
«Спаситель ответил и сказал Марии: "Истинно говорю я тебе: огонь, который в Аменте (Аду), в девять раз жарче огня, который среди людей. А огонь, который в Наказаниях Великого Хаоса, в девять раз более свиреп, чем тот, что в Аменте (Аду). А Огонь, который в Судах Архонтов, которые на Тропе Середины, в девять раз более свиреп, чем огонь Наказаний, которые в Великом Хаосе. А огонь, который в Драконе Тьмы Внешней и всех Судах в нем в семьдесят раз более свиреп, чем огонь, который во всех Наказаниях Судов Архонтов, которые на Тропе Середины».
Кроме того, оказывается Христу служат те самые архонты, которых Он расставляет на службу добру:
«я поместил этого Архонта надзирать за Книгами Иеу из-за Потопа, чтобы никто из Архонтов не мог позавидовать им и сокрушить их - те (Книги Иеу), которые я отдам тебе, когда закончу рассказывать тебе об Эманации Всего
».
Легким движением «авторитетом» книг «Пистис Софии» поднимается «авторитет» книг Иеу, в которых ритуализация гносиса доведена до фактического абсурда и сходна с шаманскими плясками своими начертаниями огромного числа магических знаков, заклинаний и инициации жертвоприношений.
Ничего удивительного нет в том, что такая архисложная и запутанная система, напоминающая иудаизм со своими 613 галахическими законами, была отвергнута ортодоксией и была взята на вооружение простая и бесхитростная космогония ортодоксального христианства.
Возможно, что тем, кому близок иудаизм, непросто расстаться с его основными постулатами и ценность иудаизма в головах подобных людей зачастую превосходит простую логику, именно такие люди и пытаются объявить о тождественности таких писаний, как «Пистис София» и «Книги Иеу» с Апокрифом Иоанна. Как бы там ни было, но отождествление этих писаний, вряд ли можно назвать здоровым.
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Аватара пользователя
boozy_ar
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 03 май 2011, 15:59
Откуда: http://www.boozy_ar.livejournal.com

Re: Немного о Пистис Софии.(с)

Сообщение boozy_ar » 03 май 2011, 19:25

dascher писал(а): Возможно, что тем, кому близок иудаизм, непросто расстаться с его основными постулатами и ценность иудаизма в головах подобных людей зачастую превосходит простую логику
Вопрос не по теме, но всё же рискну его задать.
Так ли уж велика ценность простой логики?
У меня есть несколько вопросов к dasсher‘у. Считаю, что их лучше задать в формате этого форума, чем в живом журнале.

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 912
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: Немного о Пистис Софии.(с)

Сообщение dascher » 03 май 2011, 19:38

boozy_ar писал(а):
Вопрос не по теме, но всё же рискну его задать.
Так ли уж велика ценность простой логики?
В большинстве случаев да, велика. Это как "бритва Оккама", которая чаще всего работает, но, безусловно, есть исключения и немало.
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Аватара пользователя
boozy_ar
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 03 май 2011, 15:59
Откуда: http://www.boozy_ar.livejournal.com

Re: Немного о Пистис Софии.(с)

Сообщение boozy_ar » 03 май 2011, 20:14

dascher писал(а):
boozy_ar писал(а):
Вопрос не по теме, но всё же рискну его задать.
Так ли уж велика ценность простой логики?
В большинстве случаев да, велика. Это как "бритва Оккама", которая чаще всего работает, но, безусловно, есть исключения и немало.
Это, конечно, только Ваше мнение, Ваш опыт, но в любом случае, спасибо за ответ и за признание "есть исключения".
У меня есть несколько вопросов к dasсher‘у. Считаю, что их лучше задать в формате этого форума, чем в живом журнале.

Ответить