В эпоху второго храма Иудея управлялась первосвященником и "герусией", т. е. советом старейшин. Первосвященник считался вождем нации. Пост его был пожизненным и переходил по наследству от отца к сыну. Он был высшей инстанцией во всем, что касалось храма в круг его деятельности входила забота о защите Иерусалима и о регулярном снабжении столицы водой. Он возглавлял совет старейшин; на нем же лежала ответственность за взимание государственных налогов.
Не меньшим влиянием, чем первосвященник, пользовалась герусия. В герусии заседали главы духовенства и старейшины родов, представлявшие интересы провинциальных городов Иудеи. Но после того, как установилась власть династии Хасмонеев, в официальных документах той эпохи первосвященник упоминается перед герусией. Этот факт указывает на перемены, происшедшие во взаимоотношении сил в органах управления Иудеи с тех пор как пост первосвященника стал достоянием дома Хасмонеев.
Основные законы этноса покоились на Торе, которую и чужеземные власти признавали источником правовых норм. Поэтому автономные иудейские органы управления были вправе обязывать жителей Иудеи к выполнению предписаний Торы и пресекать в корне всякую попытку идолопоклонства.
Центром религиозной, общественной и политической жизни Иудеи был храм. В отличие от других храмов на Востоке Иерусалимский храм не владел земельной собственностью. Обязанность содержать священников и левитов Тора возлагала на весь народ, а содержание самого храма обеспечивалось добровольными приношениями и пожертвованиями, кроме обязательного взноса в половину или треть сикля (денежного знака библейского периода), взимавшегося с каждого еврея в Иудее и диаспоре в различные периоды существования храма. Храм служил также своего рода сберегательной кассой, в которой хранились вклады, состоявшие как из сбережений вдов и сирот, так и из депозитов состоятельных людей.
Священники представляли собой знатное привилегированное сословие в Иудее, к которому принадлежала также часть членов герусии.
Даже после завоевания Иудеи Помпеем, назначенным правителем, оставался первосвященник.
С завоеванием Иерусалима римлянами в 37 г. до н. э. наступил конец последним остаткам древних форм еврейского государственного строя. Центр тяжести органов власти переместился в личный совет Ирода, объявленного римлянами царем Иудеи, обсуждавший все важнейшие дела страны. Между этим советом и предшествовавшим ему иудейским Синедрионом не было никакой преемственной связи, ни в отношении традиции, ни в отношении состава его членов. Другим центральным еврейским учреждением, авторитет которого значительно понизился во время Ирода, было первосвященничество. Так как он сам не принадлежал к священническому роду и никоим образом не мог быть облечен саном первосвященника, он был вынужден передать эту функцию другим. Он старался назначать на этот пост людей, которых ничто не связывало с хасмонейским прошлым. После восстания Бар-Кохбы Иудея, как и второй Храм, была разрушена, иудеи изгнаны, но многочисленная диаспора, рассеянная по средиземноморью, еще помнила иудейскую веру и то, что её первосвященники правили государством. Имено эта память и появление нового учения, которое невозможно было замолчать, привело к тому, что была практически возрождена иудейская традиция, хотя и в несколько измененном виде, но простая, доступная, выгодная сильным мира сего, успокаивающая народ, дающая ему иллюзию избранности и надежду на справедливость после физической смерти. Постепенно, эта простая и понятная идеология стала захватывать христианские общины, одну за другой, создав четкую иерархию, позволяющую держать людей под контролем. Эта иерархия со своей идеологией и была названа церковью. Совершенно очевидно то, что дальнейшую государственную поддержку церковь получила не за свою истинность и не за то, что римские императоры нашли в нем созвучия своим духовным исканиям. С самого начала это был вопрос социально-политический.
Массами нужно было управлять, а идеология церкви для этого подходило как нельзя лучше.
С тех пор особое место в государственной экономической политике занимает самый старый идеологический, политический и финансовый институт человечества - церковь.
Отношения церкви и государства неоднократно менялись: государство зависело от церкви, церковь отделяли от государства, церковь была государственной, то есть как бы составляла часть государственного аппарата управления, начинались гонения на нее, она вновь возрождалась, заполняя идеологический вакуум, становясь в глазах части общественности носительницей национальной идеи, порядка и социальной стабильности, культуры и традиции. Как бы ни было, но церковь очень плотно слилась со светской властью и сегодня уже очень трудно распознать методы и рычаги управления госдарством со стороны церкви. Бесспорно, что церковь в значительной мере определяет общую идеологическую и внутриполитическую, этическую обстановку во многих странах. Позиция церкви по социально-экономическим вопросам, особенно в государствах, где распространен католицизм и кальвинизм, оказывает мощное воздействие на социальное законодательство, деятельность христианских профсоюзов, христианских партий, нередко формирующих правительства. Христианская церковь выступила с инициативой поиска "третьего пути" между капитализмом и социализмом, гармонизации отношений труда и капитала, нового подхода к проблемам развивающихся стран. В католических научных центрах разрабатываются социально-экономические концепции, находящие отражение в энцикликах Папы римского, программах союзов предпринимателей, крестьян, профсоюзов и партий и оказывающие влияние на политику правительств.(Ну чем не иудейские мессианские чаяния о справедливом царстве на веки в мире?) Особенно сильно влияние церкви на государство в Италии, Испании, Португалии, Ирландии, Польше, Литве, странах Латинской Америки.
В ряде стран воздействие католицизма, мусульманства и иудаизма па общественную жизнь очень велико. В развивающихся странах традиционные религии и в первую очередь ислам рассматриваются как противовес идеологии и морали бывших метрополий и символизируют подъем национального самосознания. Зачастую дело доходит до религиозного фанатизма.
Религиозные ценности осознанно и неосознанно вошли составной частью в западную и восточную цивилизации, они образуют как бы рамки общественного сознания и государственной политики. Во многих странах партийные или правительственные программы, не учитывающие постулатов господствующей религии, в том числе в области социального обеспечения, наследования и раздела имущества, отношений бедных и богатых, просто немыслимы. Церковь продолжает определять политические и социально-экономические взгляды огромных масс населения, их отношение к идеям, политическим лидерам и электоральные пристрастия. Она может вызывать массовые выступления в поддержку или против государственной экономической политики.
Церковь накопила огромный многовековой опыт воздействия на общество и государственный аппарат, наладила связи с промышленными и финансовыми кругами, прессой, сформировала разветвленную иерархию, подготовленные кадры, наладила международные связи. Вокруг церкви действует ряд различных и влиятельных организаций: профсоюзы, политические партии, культурные, женские, детские объединения, клубы, центры, кружки, большинство из которых непосредственно участвуют в политической борьбе. Партии с ярко выраженными клерикальными программами во многих странах - правящие.
Церковь сама является носителем экономических интересов, обладая немалой собственностью, доходами. Она располагает многочисленными специализированными учреждениями в области воспитания, просвещения, здравоохранения, социальной помощи, крупными собственными и перераспределяемыми средствами и постоянно ведет в социальной сфере большую работу, освобождая частично от расходов центральный и местные бюджеты, осуществляя капитальное строительство, подготавливая соответствующий персонал.
Для осуществления многообразной и широкомасштабной деятельности церквям необходима значительная финансовая база. Такая база веками формировалась и совершенствовалась в странах, где господствовали западные христианские конфессии. Социалистические преобразования в государствах Центральной и Восточной Европы нанесли существенный удар по организационной структуре и финансовой базе западных христианских церквей, но не разрушили их. Во всяком случае, последствия социалистических преобразований для католической и протестантской церквей в Восточной Европе оказались многократно слабее, чем ущерб, нанесенный православию па территории бывшего СССР.
Источники финансирования церковных расходов заслуживают того, чтобы стать объектом специального исследования в силу ряда обстоятельств.
Во-первых, церкви всех христианских конфессий в Европейском сообществе ежегодно располагают суммой примерно в 40 млрд. евро, примерно такой же величины достигают церковные бюджеты в странах Латинской Америки, более 45 млрд. долл. - в США и Канаде. Суммарный годовой бюджет всех христианских конфессий, по нашим оценкам, должен составлять свыше 150 млрд. долл., не считая бюджетов религиозных организаций и клерикально ориентированных учреждений. Доходы мусульманских, буддийских, индуистских, иудейских и других церквей не меньше.
Во-вторых, церковные налоги, добровольные пожертвования, дарения и получение церковью имуществ по завещанию вместе с доходами от имущества, платы за совершение треб наряду с государственными дотациями выполняют функцию перераспределения национального дохода.
В-третьих, расходы церкви на капиталовложения и капитальный ремонт, на социальные и культурные нужды существенным образом влияют на конъюнктуру, структуру спроса и занятости. На оплату персонала церковь в разных странах Европы тратит от 25 до 30% своего бюджета.
В-четвертых, церковь активно участвует в международных экономических отношениях: оказывает финансовую поддержку церквям в бывших социалистических и развивающихся странах, тратит деньги на церковное строительство и миссионерскую деятельность за рубежом. Особенно активны в этой области католицизм и ислам.
В-пятых, церковная политика переплетается с государственной бюджетной политикой в области просвещения, образования, социальной поддержки наименее защищенных в рыночной экономике слоев населения, культуры. Расходы церкви на эти цели фактически освобождают государственный бюджет от части необходимых затрат на детские приюты, дома для престарелых, больницы, школы, на поддержание исторических и культурных памятников.
Основные источники финансирования западных христианских церквей: церковные налоги, налоги для расходования на общественно-полезные цели, к числу которых относится и деятельность социальных религиозных учреждений; добровольные взносы по фиксированной ставке; добровольные пожертвования физических и юридических лиц на целевые и общие расходы; ежегодные и текущие пожертвования во время посещения богослужений. Кроме перечисленных налогов и взносов, церковь получает плату от верующих за совершение обрядов, доходы от церковного имущества и хозяйственной деятельности, дотации из государственного бюджета на церковные, воспитательные и медицинские учреждения, дома престарелых, на поддержание и реставрацию памятников истории и культуры, дотации от зарубежных церквей. Перечисленные источники финансирования имеют различный вес в разных странах. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Церковные налоги не относятся к государственным налогам и в то же время близки к ним по целому ряду признаков. Они являются налогами, так как носят чаще всего обязательный, безвозмездный и нецелевой характер, но не поступают ни в центральные, ни в местные бюджеты. По экономическому содержанию у церковных налогов есть нечто общее со взносами во внебюджетные фонды. Часто сбором церковного налога занимаются государственные фискальные органы, получающие за это определенное вознаграждение. Собранные средства передают церкви, а она расходует их на цели, одновременно являющиеся частично целями государственного регулирования.
Церковный налог - один из самых древних на Земле. Христианские общины переняли библейскую традицию жертвования на религиозные цели десятой части прироста имущества. Церковная десятина была минимальным взносом и не исключала дополнительных даров, завещаний в пользу церкви. В III в. в Европе у церкви и монастырей появляются собственные земельные угодья. В 799 г. при Карле Великом церковная десятина становится обязательной на территории франкского государства, то есть практически во всей Западной Европе. В России также существовали церковная десятина и землевладения.
В XVIII и XIX вв. в большинстве стран Европы и в России происходит секуляризация церковных и монастырских земель. Монархи, получившие церковные земли, обещали материально обеспечивать церкви, но постоянно нарушали это обещание. Буржуазные, а позднее и социалистические революции провели отделение церкви от государства. И хотя церкви после секуляризации вновь накопили некоторую недвижимость и стали заниматься хозяйственной деятельностью, собственных средств и платы, получаемой за совершение религиозных обрядов, ей было недостаточно.
В странах христианской традиции давно обсуждаются и испытываются разные модели церковного налога. В ряде государств в настоящее время церковный налог включен в налоговое законодательство. Взимается он в пользу церкви государственными органами в виде фиксированного процента от налогооблагаемого дохода или процента от уплачиваемого подоходного налога. Налог этот может быть обязательным для всех граждан или только для заявивших себя верующими. Собранные средства за вычетом оплаты услуг налогового ведомства за сбор и перечисления передаются церкви или церквям разных конфессий, если таковые представлены в стране. Распределение налоговых поступлений по конфессиям происходит в соответствии с декларациями налогоплательщиков об их принадлежности к той или иной церкви.
Первый вариант - все налогоплательщики платят церковный налог в обязательном порядке. Такой тип церковного налога принят в Австрии, Швейцарии. В Австрии этот налог равен 1, 1% от облагаемой базы после вычета необлагаемого налогом минимума доходов. В случае неуплаты налога церковь может востребовать его через суд. Подобная система расчета и взимания налога обеспечивает церкви надежный источник дохода, но эти платежи никак не связаны с изменением числа верующих и их готовностью поддерживать церковь материально. Если церковь собирает налоги сама, это требует значительных расходов. В Австрии они составляют 15% от поступлений церковного налога.
Другой вариант церковного налога практикуется в самой экономически развитой и многонаселенной стране Западной Европы - Германии, где христиан больше, чем в других странах ЕС, но они относятся к двум конфессиям -католической и лютеранской. Его платят физические лица, которые заявили о принадлежности к одной из конфессий и согласии платить церковный налог. Любой плательщик церковного налога может письменно заявить о выходе из общины верующих и отказаться от уплаты церковного налога. Рассчитывается церковный налог в виде процента от уплачиваемого подоходного налога.
Вопрос о целесообразности церковного налога стал чрезвычайно актуальным в последнее время не только с точки зрения его этического соответствия принципу свободы совести, но и из чисто финансовых соображений. Дело в том, что поступления от церковного налога за последние годы неуклонно падают в связи с официальными заявлениями граждан о выходе из церкви, что автоматически означает прекращение уплаты этого налога.
Христианская общественность обсуждает возможные пути реформы системы финансирования церкви. В дискуссии представлены две основные точки зрения.
Первая - налогом надо по-прежнему облагать лиц, официально признающих свою принадлежность к одной из христианских конфессий, но в качестве налогооблагаемой базы следует брать не сумму уплачиваемого подоходного налога, а валовой доход верующего. Предлагается установить прогрессивную шкалу налоговых ставок от 0, 5 до 3%. Теоретически это должно повысить доходы церквей до необходимого уровня и сделать их прогнозируемыми. Однако такие изменения будут означать повышение налогообложения верующих. В случае ухудшения экономической конъюнктуры, роста безработицы не увеличится ли число желающих заявить о выходе из церковных общин, чтобы вообще не платить церковный налог?
Другая точка зрения - целесообразность отмены церковного налога вообще и финансирование церкви за счет добровольных взносов и пожертвований прямо в церковную кассу или через фонды, как это делается в США. Добровольные взносы от физических и юридических лиц в определенных пределах должны освобождаться от подоходного налога. Дарения и завещания по наследству также должны в установленных нормах освобождаться от соответствующих налогов. Таким образом, второй вариант реформы, то есть отказ от церковного налога, предполагает постоянную помощь церкви со стороны государства, выражающуюся в отказе от части налоговых поступлений в бюджет.
Особая система финансирования церкви за счет налогов существует в Италии и Испании - странах, где влияние католической церкви наиболее велико. Каждый гражданин, уплачивающий налоги, заполняя налоговую декларацию, может обозначить в специальной графе, на какие цели должна быть истрачена фиксированная законодательно часть его совокупных налоговых платежей, составляющая 0, 8% в Италии и около 0, 5% в Испании. Выбор у налогоплательщика невелик: названная часть налоговых платежей будет перечислена церкви или пойдет в бюджет и будет использована целевым образом на финансирование социальных, культурных и других гуманитарных расходов.
В данном случае выход из церковной общины не приносит налогоплательщику никаких финансовых выгод. Его налоговые платежи не уменьшаются. Но поступления средств в церковный бюджет от подобного налога трудно планировать, так как граждане ежегодно принимают заново решение об использовании этой части налоговых платежей.
Модель мобилизации средств в виде добровольных взносов в соответствии с заранее принятыми верующими обязательствами применяется во Франции - первой стране, где церковь была отделена от государства. Христиане добровольно изъявляют готовность ежегодно платить церкви определенный процент своих доходов. Налогом этот взнос назвать нельзя, здесь отсутствует административное принуждение, хотя во французской печати можно встретить термин "добровольный церковный налог". В этой стране католическая церковь рекомендует верующим платить 1% от своих доходов в год. Примерно 45% взрослых жителей Франции христиан-католиков добровольно уплачивают этот взнос в основном во время поста, покрывая, таким образом, около половины ежегодных церковных расходов. Добровольные взносы и пожертвования в наибольшей степени соответствуют идеальному поведению верующего. Однако клерикалы во Франции сетуют на нерегулярный и непредсказуемый характер поступлений средств в церковный бюджет и па зависимость церкви от других источников финансирования.
Классический вариант финансирования церкви - опора в основном па добровольные пожертвования. Они осуществляются во время посещения богослужений в виде целевых взносов на строительство, восстановление или содержание храмов, приобретение церковной утвари, создание монастырей и помощь больным, детям, престарелым, нуждающимся зарубежным церквям. Ради этого проводятся специальные кампании но сбору средств, концерты, лотереи. Одной из разновидностей пожертвований является завещание наследства в пользу церкви, монастырей и других клерикальных организаций.
В США, Канаде и Австралии основную роль в финансировании деятельности различных конфессий играют многочисленные некоммерческие фонды. Они являются прежде всего целевыми, ориентированными на социальную помощь нуждающимся, детям, просвещению, здравоохранению, развивающимся странам. Фонды ежегодно передают церквям часть собранных средств и доходов на накопленный капитал. Американские граждане каждый год жертвуют на церковные нужды примерно столько же, сколько тратят на питание, то есть расходы на" хлеб насущный" и "пищу духовную" равны.
Большие пожертвования на социальные и религиозные нужды, на строительство мечетей и исламских школ, помощь единоверцам за рубежом делают мусульмане, особенно в рамадан - месяц поста.
Еще одной статьей доходов церквей является плата за совершение религиозных обрядов.Эти средства, как правило, освобождаются от налогов.
Кроме того, в разных странах существуют самые различные льготы на производство и продажу предметов религиозного обихода, религиозной литературы. Наряду с доходами от издательств, газет, журналов, других средств массовой информации, гостиниц, туристических, паломнических кампаний, церковь получает доходы от сдачи в аренду земель, помещений, лесов, проценты но вкладам. С тех пор как церковь в Западной Европе в начале XIX в. (в России в XVIII в.) лишилась огромных землевладений, доходы уменьшились. В германских епископствах они не превышают 4% от всех поступлений в церковный бюджет, а в лютеранских скандинавских - около 2%.
После секуляризации церковной недвижимости в Европе государство обязалось финансировать деятельность религиозных общий, оплачивать труд клириков, поддерживать и реставрировать церкви и монастыри. С середины XIX в. правительства многих стран Европы отказались от этого, предоставив верующим самим финансировать церковь путем уплаты церковных налогов и пожертвований. Но это произошло далеко не во всех государствах. В мире до сих нор много стран, где церковь не отделена от государства, существуют и теократические монархии, где государство полностью финансирует церковь. Однако и во многих странах парламентской демократии государство продолжает выплачивать церкви субсидии из бюджета.
Государственное финансирование церкви осуществляется на общей (без указания конкретных объектов) постоянной целевой основе - на оплату преподавания Закона Божьего в школах, содержание священнослужителей, детских садов, школ, больниц, домов для престарелых, культурно-исторических памятников (эти дотации покрывают лишь часть расходов) и временной целевой основе.
Таким образом, финансовые потоки в развитых странах рыночной экономики между церковью или церквями и государством носят встречный характер. Церковь в ряде случаев платит небольшие налоги с хозяйственной деятельности, а в странах, где есть церковный налог, компенсирует государственным налоговым органам расходы но сбору этого налога. Центральное правительство и местные власти, в свою очередь, оплачивают некоторые социальные церковные услуги, предоставляя в основном целевые субсидии. Баланс платежей складывается, как правило, в пользу церкви.
Кроме указанных выше источников финансирования деятельности церкви, следует отметить и помощь (субсидии) из-за рубежа. Естественно, ее получают не все церкви - одни помогают, другие получают помощь. Христиане, мусульмане и иудеи из развитых стран оказывают помощь своим единоверцам за рубежом, а также финансируют миссионерскую деятельность, строительство церквей, мечетей, синагог на регулярной основе или в рамках единовременной кампании. Миссионерскую деятельность постоянно проводят церкви всех вероисповеданий. Иногда религиозно-гуманитарная помощь носит политический характер. Такой была помощь западных христианских церквей религиозным общинам в странах Восточной Европы и СССР, а также поддержка мусульманским духовенством Ближнего и Среднего Востока чеченских боевиков, таджикской исламской оппозиции. Переводы церковных средств за рубеж в виде помощи из стран Западной Европы, Северной Америки, Ближнего и Среднего Востока, Пакистана, Ливии, Израиля не подлежат обложению никакими налогами и сборами.
Таким образом, финансирование деятельности церквей разных вероисповеданий происходит в основном за счет церковных налогов, добровольных взносов и государственной помощи. Хозяйственная и зарубежная деятельность церквей максимально освобождается от налогов. Доходы и расходы церковных бюджетов в значительной степени воздействуют на структуру народнохозяйственного спроса, определяют конъюнктуру и уровень занятости.
Как мы можем увидеть, всё вышеизложенное говорит о том, что церковь изначально строилась, как финансовый, политический и идеологический институт изменяя и подтасовывая под себя имевшиеся так называемые духовные знания. Последующие столетия нахождения у власти и устроения своего сильного положения в мире, немало светлых умов сумело привести в порядок и постаралось устранить противоречия в явно состряпанных на скорую руку «священных» писаниях, чем укрепили идеологическую базу, подведенную под управление масами людей. Церковь всегда олицетворяла мирскую власть и фактически осуществляла политическое управление в большинстве стран мира. И сегодня, церковь, прочно слившаяся с мирской властью, захватывает области наиболее социального-значимого и эмоционального воздействия, а именно всё, что связано с благотворительностью, помощью больным, сиротам, престарелым и т.д., при этом основное финансирование этих мероприятий производится засчет того, что государства отчисляют церквям средства на эти мероприятия, кстати из средств простых налогоплательщиков. Безусловно, что ни один нормальный человек не будет выступать против благотворительных мероприятий и учреждений, чем фактически и пользуется церковь, получая государственное финансирование и обеспечивая своих работников зарплатой. Можно сколько угодно рассуждать о торжестве демократии, свободе слова и выбора в современных передовых капиталистических странах, но факт остается фактом, церковь со своей идеологией давно и прочно слилась с государством и мирской властью, прекрасно существуя в рамках этих государств и находясь фактически на гарантированном их содержании.
Православная церковь после многих десятилетий оппозиции при советской власти семимильными шагами проходит процесс слияния с госсударственной властью. Именно поэтому действия православной церкви в большей степени, чем у других конфессий, носят отпечаток агресивности и непримиримости. Её действия более явны и незавуалированны, как, например, действия католической церкви. Потому зачастую и вылезают нелицеприятные истории с православной церквью, которые являются всего лишь следствием борьбы за упрочнение своих позиций в своем сегменте рынка.
Давно пора бы уже расстаться с иллюзиями, что церковь несет и может нести некое духовное знание. Церковь это всего лишь финансовый, политический и идеологический институт, утверждающий, что посредством выполнения определенного набора ритуалов можно прийти к Богу, на деле занимающийся исключительно домостроительством своей организации, использующий при этом благотворительность, то есть помогая нуждающимся, больным, сиротам и т.д., фактически лишь перенаправляя средства, полученные от того же государства, чем обеспечивают оплату труда своих работников и укрепляя свой моральный иммидж, который в свою очередь работает на количество доходов, поступающих в церковь.
Остается только вспомнить слова Льва Толстого о церкви:
«И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения.»
PS. По мотивам историко-экономических исследований...
Источники финансирования церквей
Источники финансирования церквей
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)
Re: Источники финансирования церквей
Замечательная статья, одобряю.
Для многих будет полезно проанализировать написанное здесь.
Ну а результаты и выводы, многие, несомненно, используют не на пользу мира, а для того, чтобы стать хитрее и осмотрительнее
Для многих будет полезно проанализировать написанное здесь.
Ну а результаты и выводы, многие, несомненно, используют не на пользу мира, а для того, чтобы стать хитрее и осмотрительнее
Re: Источники финансирования церквей
Дык в этом мире успешны как раз те, кто хитрее и осмотрительней, и пользу этому миру такие приносят огромную...Спаситель писал(а):Замечательная статья, одобряю.
Для многих будет полезно проанализировать написанное здесь.
Ну а результаты и выводы, многие, несомненно, используют не на пользу мира, а для того, чтобы стать хитрее и осмотрительнее
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)
-
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 10 сен 2015, 11:17
Re: Источники финансирования церквей
которому принадлежала также часть членов герусии.