2 Коринф. 12:1-10. Гностическая эгзегеза. Кого же украли?

Ответить
spartak
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 20 мар 2016, 06:24

2 Коринф. 12:1-10. Гностическая эгзегеза. Кого же украли?

Сообщение spartak » 02 апр 2016, 02:35

Здраствуйте!
Хочу поделиться свом экзегетическим опытом по поводу знаменитого текста опыта восхищения Павла на третье небо и предложить обсуждение этой темы в гностическом ключе.
Просьба внимательно прочитать текст из НЗ и затем критически прочитать мои мысли-рассуждения.

Читаем текст:

2 Кор. 12: 1-10 1.Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. 2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. 3 И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), 4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. 6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. 7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. 8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 9 Но Господь сказал мне: 'довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи'. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. 10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда я силен.

Теперь моя просьба к вам: критически прочтите мои комменты, по порядку, схватывая мысли каждого пункта, ни в коем случае не перебегайте, пожалуйста.

1. Хочет ли Павел хвалиться перед коринфянами? Ответ: Павел не хочет хвалиться, но если уж коринфяне довели его до этого, Павел принимает игру и начинает хвалиться.

2. Чем в общем Павел хвалится? Ответ: он сразу прибегает к событию, произошедшему 14 лет назад - к описанию своего экстатического (назовем условно так) опыта восхищения в рай, который он называет аж третьим небом, видений чего-то там и слышании каких-то чрезвычайных откровений Господа, содержанием которых являются некие неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

3. Инициатором этого восхищения был Господь, не Павел, и оно имело характер бесцеремонного насильственного похищения. Значение греческого слова АРПАДЗО в словаре Вейсмана - хватать, резко схватывать, похищать, грабить, уводить. Нет никаких упоминаний наличии каких-то предварительных, условных или сопутствующих этому похищению практик на тот момент молитвы, поста, или каких-то психических или духовных переживаний или вопросов, спровоцировавших это похищение.

4. Вспоминая событие похищения Павел подчеркивает полное свое незнание того, похищен ли был обьект В своем теле, то есть вместе с телом, или Вне, то есть без своего тела ( ст.2 - эктос - вне, стих 3 - без). Но он уверен, что это знает Бог, не он, то есть не Павел. Свое незнание телесного или безтелесного характера этого похищения, и факт знания об этом только Богом, Павел подчеркивает дважды.

5. Кто был похищен? Вроде бы понятно что Павел говорит о себе, но когда речь заходит об обьекте этого похищения, Павел явно и подчеркнуто резко отличает его от себя. Павел описывает это как похищение не себя, а некоего человека во Христе, с которым Павел не отождествляет никак себя с ним, но с другой стороны хочет хвалиться именно этим человеком перед коринфянами. Павел не говорит, что этот человек - он сам же и есть, но говорит, что ЗНАЕТ этого человека, и что этот человек - ВО ХРИСТЕ. Для удобства будем обозначать Его с заглавной буквы. Именно Этот Человек, не Павел, был похищен в рай и удостоился видений и откровений Господа.


6. У кого был похищен? Раз есть факт похищения, то, следовательно, есть потерпевшая или пострадавшая от этого насильственного похищения сторона. Павел имплицитно подразумевает этой потерпевшей стороной... именно себя, Павла. Вывод: у (из) Павла Господь похитил вместе с телом Павла, или без тела Павла некоего Человека, Которого Павел знает, и Который - во Христе, но самого Павла Господь никуда не похищал, но о факте этого похищения у него знаемого им Христова Человека Павел знает и здесь коринфянам рассказывает.

7. Потерпевшая сторона , вместо того, чтобы жаловаться или сетовать коринфянам на Господа, Который похитил у нее Человека, она хвалится этим фактом и самим украденным тогда у нее Добром, Которое, оказывается, по праву принадлежит Господу (во Христе), но Которое Господь почему-то похищает, как чужое имущество. Вывод: это похищение имеет характер кажущегося похищения, а на самом деле происходит возвращение (на время?) Господом своего имущества, из чего следует, что этот Человек не принадлежит Павлу.

8. Кем Павел хвалится перед коринфянами? Ответ: зная Этого Человека, и, зная себя, Павла, находясь в ситуации выбора обьекта для похвалы перед коринфянами из этих двух человеков, Павел однозначно и решительно выбирает Того Человека во Христе, и утверждает, что Таким Человеком он будет хвалиться (букв. перевод: за Такого буду хвастаться), но собой не будет хвалиться. Вывод: Павел при сопоставлении себя и Того Человека, явно и решительно проигрывает Ему и потому отказывется хвалиться собой, но решительно готов хвалиться Тем Человеком.

9. Чем остается Павлу хвалиться в себе? После сопоставления преимуществ себя и Того Человека, Павел не видит в себе никаких преимуществ, кроме одних немощей - слабости, обиды, нужды, гонения, притеснения за Христа. Тот же Человек всего этого лишен, то есть Он не имеет немощей, никаких обид, ни в чем не нуждается, Его никто не гонит и не притесняет за Христа. Ответ: Павлу в себе остается хвалиться только немощами и прочими несовершенствами.

10. Но если Павел сопоставит себя с другими людьми, он явно выигрывает, и ему есть чем хвалиться и помимо того Человека, и он не будет неразумен, потому что скажет истину о себе, ибо ее можно проверить, посмотрев или послушав Павла. Но, чтобы никто не вообразил о нем большего, чем есть поистине, он вообще удерживает себя от того, чтобы хвалиться собой.

11. Кому предназначались эти чрезвычайные откровения Господа? Они предназначались однозначно Тому Человеку, Который был похищен у Павла, но никак не Павлу, ибо Павел не был похищен. (Читай выше).

12. А знает ли и Павел тоже об этих откровениях, хоть он не был Там? Ответ: да, знает. Павел откуда-то знает о том, ЧТО видел и ЧТО слышал Тот Человек на третьем небе от Господа, хоть сам Павел Там тогда не был.

13. Откуда (от кого) Павел это знает, если он сам там тогда не был, а там был Тот? Павел там не был, не видел и не слышал, но он ЗНАЕТ Того, Кто Там был и Кто все видел и слышал. А Он, подразумевается имплицитно, вернулся к Павлу Оттуда. Вывод: Павел знает это от Того Человека, который вернулся или был возвращен к Павлу с третьего неба Господом.


14. Если Павел узнал от Того Человека об этих откровениях, МОЖЕТ ли сам Павел и ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО рассказать другим людям (например, коринфянам) об этих видениях и словах, предназначенных Тому Человеку? Павел говорит, что Тот Человек слышал там неизреченные слова, которые человеку (без артикля - вообще, просто, обычному человеку) нельзя рассказать (гр. Лалэсай - рассказать). Справка: греческое АРРЕТОЙ - запрещенные к изречению слова, это слово встречается в НЗ только здесь. Эти слова произнести возможно и легко, но нельзя, запрещено. В Рим. 8:26 (неизреченные воздыхания Духа) стоит другое слово - АЛАЛЭТОЙ, что означает невозможно произнести, невыразимо, но не запрещено, и тоже встречается в НЗ один раз. Вывод: Павел как обычный человек (такой же, как и все) может рассказать эти слова другому (такому же, как и он), ибо они не трудны для выражения. Но он не имеет на это право, ему запрещено рассказывать эти слова, ему нельзя их рассказывать никому и никогда.

15. А есть ли вообще кто-нибудь, кто может и имеет право рассказать эти слова хоть кому-нибудь? Ответ: Да, есть Такой. Это как раз Тот Человек, Которому они и предназначались. Он может и имеет полное право изречь эти слова, которые Ему как раз и не запрещено изречь-рассказать. Но рассказать только Такому же как и Он Сам. Ему это легко, возможно и не запрещено.

16. Поймет ли Его Другой Человек? Ответ: Другой Человек поймет их легко, ибо Он такой же понятливый, как и Тот.
17. Понятны ли эти слова-откровения Другого Человека самому Павлу? Эти слова-откровения ЧРЕЗВЫЧАЙНЫ для Павла и для любого другого человека.

18. Опасно ли для Павла было знание этих слов-откровений? Ответ: да, опасны, ибо знание этих слов превозносило Павла над другими.

19. Превознесся ли Павел от знания этих слов-откровений? Ответ: нет, ибо Павлу, как раз из-за знания их и неминуемой опасности превознашения, было дано некое жало в плоть, ангел сатаны, чтобы он не првозносился. Только с таким жалом Павел избежал опасности превозношения из-за знания слов-откровений, предназначенных не ему...

Стоп. Продолжение возможно.

Спасибо всем, кто внимательно прочел этот опыт. Хотелось бы услышать критику, поправки, развитие, паралели, коменты ит.д. Особенно аналоги из Наг-Хаммади. С уважением.
Последний раз редактировалось spartak 02 апр 2016, 18:34, всего редактировалось 1 раз.
Имеющий уши, да слышит!

spartak
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 20 мар 2016, 06:24

Re: 2 Коринф. 12:1-10. Гностическая эгзегеза. Кого же украли

Сообщение spartak » 02 апр 2016, 02:44

Извиняюсь за недосмотр. Пункты 6, 7 и 8 повторил аж дважды.
Имеющий уши, да слышит!

Elena
Сообщения: 155
Зарегистрирован: 05 дек 2014, 19:17

Re: 2 Коринф. 12:1-10. Гностическая эгзегеза. Кого же украли

Сообщение Elena » 02 апр 2016, 16:45

Читаем текст:

2 Кор. 12: 1-10 1.Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. 2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. 3 И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), 4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. 6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. 7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. 8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 9 Но Господь сказал мне: 'довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи'. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. 10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
Спартак, скажу по правде до знакомства с этим форумом считала Павла лжеапостолом, о котором предсказано в НЗ. И этот отрывок был одним из аргументов так думать. Во-первых, смущало то, что он говорит о восшествии человека на небо, но более того, что бог подослал ему ангела сатаны, или пусть даже какую-то болезнь. Я не знаю, может здесь и говориться о духовном Я, поднявшемся на небо, а иудействующие не поняли и все перекрутили. Уже ничему не удивляешься, в НЗ столько противоречий и сомнительных вещей.

Elena
Сообщения: 155
Зарегистрирован: 05 дек 2014, 19:17

Re: 2 Коринф. 12:1-10. Гностическая эгзегеза. Кого же украли

Сообщение Elena » 02 апр 2016, 17:02

Извиняюсь за недосмотр. Пункты 6, 7 и 8 повторил аж дважды.
Вы можете это исправить. В нижнем правом углу под сообщением есть кнопочка "правка", можно и удалить сообщение полностью, нажав на крестик. Еще хочу вам подсказать как цитировать чужие сообщения. Для этого нужно нажать на кнопку "цитата" тоже в нижнем правом углу. Далее, когда вы перейдете в поле для написания сообщения, в начале текста, которого вы хотите процитировать, надо поставить quote, а в конце /quote (они должны быть в квадратных скобках). Чтобы это сделать, нужно нажать на кнопку Quote наверху перед текстовым полем.
Надеюсь, более менее понятно объяснила:)

spartak
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 20 мар 2016, 06:24

Re: 2 Коринф. 12:1-10. Гностическая эгзегеза. Кого же украли

Сообщение spartak » 02 апр 2016, 18:30

Елена! Спасибо! Я ведь впервые участвую в форумах, а с компьютерными делами у меня совсем беда. Прогресс как-то вообще прошел мимо меня и ушел далеко вперед. Приходится вот догонять.
Имеющий уши, да слышит!

spartak
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 20 мар 2016, 06:24

Re: 2 Коринф. 12:1-10. Гностическая эгзегеза. Кого же украли

Сообщение spartak » 17 апр 2016, 00:32

Странный у вас угол зрения, spartak. Вот читаю и думаю: ЧТО ЭТО? :ne_vi_del:

Подумайте-ка, spartak, вот над этим:

Ев. Фомы 11 "Это небо прейдет,
и то, что над ним, прейдет,
и те, которые мертвы, не живы,
и те, которые живы, не умрут.
В те дни, когда вы ели мертвое,
вы делали его живым.
Когда вы окажетесь в Свете,
что вы будете делать?
В этот день, когда вы были одно,
вы стали двое.
КОГДА ВЫ СТАНЕТЕ ДВОЕ,
ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ?"
Имеющий уши, да слышит!

Ответить