Страница 1 из 1

Вопрос по 1Ин 5:21, "Дети! храните себя от идолов. Аминь"

Добавлено: 30 ноя 2015, 15:42
Iter
Читая Первое послание святого апостола Иоанна (как именует его НЗ в синодальном переводе), увидел интересный перевод в Vulgata Sistine.

На русском языке строка имеет вид "Дети! храните себя от идолов. Аминь", на латыни же она выглядит так: "Filioli, custodite vos a simulacris. Amen". Именно использование слова "simulacrum" очень заинтересовало. Что это может быть? И что тогда обозначено здесь в греческом варианте словом "ειδωλων"? Языковых тонкостей я не знаю, но, посмотрев этимологию, стало ясно, что гр. слово обозначает как "изображение, образ", так и идола, но латынь знает слово idolum, насколько мне известно, тогда почему было использовано именно "симулякр"?

Быть может я тут выстраиваю далеко идущую гипотезу, но всё это (и Послание, и симулякры) хорошо согласуется с концепцией Ж.Бодрийяра. Первое послание Иоанна противопоставляет мiр Богу и Его Любви. И мiр этот есть симулякр -- подобие Полноты, объективация Плеромы (термин Бердяева), профанация и опошление. Мир-симулякр не только пародирует и искажает мир высший, но и скрывает сам факт наличия конечной реальности.

Хотелось бы обсудить этот вопрос и услышать мнение знающих людей.

Re: Вопрос по 1Ин 5:21, "Дети! храните себя от идолов. Аминь

Добавлено: 30 ноя 2015, 20:06
Элелет
Iter писал(а):Читая Первое послание святого апостола Иоанна (как именует его НЗ в синодальном переводе), увидел интересный перевод в Vulgata Sistine.

На русском языке строка имеет вид "Дети! храните себя от идолов. Аминь", на латыни же она выглядит так: "Filioli, custodite vos a simulacris. Amen". Именно использование слова "simulacrum" очень заинтересовало. Что это может быть? И что тогда обозначено здесь в греческом варианте словом "ειδωλων"? Языковых тонкостей я не знаю, но, посмотрев этимологию, стало ясно, что гр. слово обозначает как "изображение, образ", так и идола, но латынь знает слово idolum, насколько мне известно, тогда почему было использовано именно "симулякр"?

Быть может я тут выстраиваю далеко идущую гипотезу, но всё это (и Послание, и симулякры) хорошо согласуется с концепцией Ж.Бодрийяра. Первое послание Иоанна противопоставляет мiр Богу и Его Любви. И мiр этот есть симулякр -- подобие Полноты, объективация Плеромы (термин Бердяева), профанация и опошление. Мир-симулякр не только пародирует и искажает мир высший, но и скрывает сам факт наличия конечной реальности.

Хотелось бы обсудить этот вопрос и услышать мнение знающих людей.
В лингвистических нюансах греческого и латыни не сильна, но мне нравится Ваша трактовка. Уж очень хорошо ложиться среди остальных кирпичиков, учитывая как много от гностиков в Новом Завете. Посмотрела еще значения ειδωλων, как понимаю, "образ" больше относится к созданному, кажущимся таковым. http://onlineslovari.com/slovar_drevner ... razy.7110/ Скорее всего потому было использовано simulacrum, у Платона вообще используется как "копия копий", что очень хорошо ложиться в гностическую картину мира и Вашу трактовку. Спасибо за интересную идею!

Re: Вопрос по 1Ин 5:21, "Дети! храните себя от идолов. Аминь

Добавлено: 30 ноя 2015, 21:31
Iter
Вот именно, что симулякр по Бодрийяру имеет несколько "стадий" -- порядков. Приведу выдержку из Википедии:
  • 1 порядок — отражение базовой реальности. Класс копий — например, портретная фотография.
    2 порядок — последующее искажение и маскировка данной реальности. Класс функциональных аналогий — например, резюме или грабли как функциональная аналогия руки.
    3 порядок — подлог реальности и сокрытие непосредственного отсутствия реальности (где больше нет модели). Знак, скрывающий, что оригинала нет. Собственно, симулякр.
    4 порядок — полная утрата всякой связи с реальностью, переход знака из строя обозначения (видимости) в строй симуляции, то есть обращение знака в собственный симулякр. Знак, не скрывающий, что оригинала нет.
Плерома -- это истинная реальность, "мир сей" -- это уже вторичное творение, когда "ложь замешана на правде": и боги -- не боги, и "спасение" ведёт не туда и т.д. Т.е. я на данный момент склонен рассматривать эмпирическую реальность как симулякр второго порядка. А дальше -- уже больше. Читал форум, знаком с Вашим в том числе воззрением на наличие архонтов в мире сем, т.е., если не ошибаюсь, Вы считаете, что силы удалены и "обезврежены". Получается, что культы -- это симулякр третьего порядка, когда копия копии скрывает то, что эталона-то и нет, и все усилия направлены в пустоту.

Как-то так.

Re: Вопрос по 1Ин 5:21, "Дети! храните себя от идолов. Аминь

Добавлено: 30 ноя 2015, 21:33
Iter
Ну и просто какие-то внезапно ниоткуда, как мне кажется, появившиеся "идолы" заставили посмотреть другие варианты переводов и греческий текст. Всё Послание говорится о Любви и том, что мир во зле, а завершается таким приземлённым выводом "против язычников". Странно.