12 апостолов или…?

Ответить
Аватара пользователя
Элелет
Сообщения: 529
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
Откуда: Рига, Латвия
Контактная информация:

12 апостолов или…?

Сообщение Элелет » 11 мар 2011, 18:43

Как-то недавно поднялась тема на предмет наличия греческих имен у апостолов. Как бы ничего особенного, да и работ по этому вопросу было написано достаточно. Но вот, в чем заковырка: авторы работ осторожничали и отмечали, что рассматриваемые греческие имена в Галилее, по большей мере принадлежат аристократическому сословию, т.е. тем, кто якобы шел в угоду римо-греческой моде (вроде как Мирабелла Ивановна и Джорж Семенович), но не особо наблюдалось в среде обыкновенных селян и рыбаков. Другой момент заключается в том, что для правоверных иудеев (коими очень многим желается изобразить галилеян, невзирая на мнение Исайи), причастность к греческой культуре означало причастность к гоям – нелюдям с душой животного. А значит просто невероятный факт в рамках иудаизма до падения Второго храма. Кроме того, если у части апостолов можно хоть найти еврейских эквивалент, то у другой части – его просто нет. К примеру, тот же «любитель лошадей» Филипп и Андрей – имена сугубо греческие. Не говоря уже о том, что попытки найти арамейский протограф канонических евангелий потерпел оглушающее фиаско и на данный момент можно сказать, что все канонические Евангелия (впрочем, как и апокрифические Евангелия) изначально писались на греческом.
Заинтересовавшись этим вопросом я решила более внимательно оглядеть, что же нам говорят писания и предания об апостолах. И нашла один странный момент, на который раньше не обращала внимания: многие их имена, в более ранние века, считались именами одного и того же человека (апостола), а факты о жизни некоторых, налагаются на факты других, как калька. Я попыталась создать таблицу имен и их совпадений и в итоге получила забавный результат.
Но для начала, заглянем в данный источник http://lib.eparhia-saratov.ru/books/11l ... 2/260.html А. Лопухин «Толковая Библия» : «У нас имеются четыре списка апостолов, три у синоптиков и один в Деяниях. Первое наблюдение, которое мы можем сделать, рассматривая эти списки, заключается в том, что все они различны. Это яснее будет видно из следующей таблицы»:
1.jpg
1.jpg (37.75 КБ) 4778 просмотров
Следуя данной таблице и различию имен, можно провести следующие повторения по совпадениям имен: Андрей – 4 раза; Иаков – 4 раза; Иоанн – 4 раза; Филипп – 4 раза; Варфоломей – 3 раза; Фома – 4 раза; Матфей – 5 раз; Иаков Алфеев – 4 раза; Леввей – 1 раз; Симон Кананит – 2 раза; Иуда Искариот – 3 раза; Фаддей – 1 раз; Симон Зилот – 2 раза.
Из них, совпадения имен:
2.jpg
2.jpg (14.39 КБ) 4778 просмотров
Частое совпадение имен: Андрей – Иоанн; Иаков – Иоанн; Фома – Матфей; Матфей – Фома, Иуда Искариот; Варфоломей – Фома.
3.jpg
3.jpg (5.82 КБ) 4778 просмотров
Приплюсуем трех, которые ходили за Господом (Флп. 32): Мария, ее сестра (?), Мария Магдалена. Хотя они официально не числятся среди 12 апостолов, но были Его ближайшими ученицами, а также участвовали в дальнейших миссионерских проповедях. И отметя гендерные комплексы неполноценности, их честно можно считать апостолами.

Что же мы знаем о самих 12 апостолах:
Фома:
Мы знаем об имени Фомы из апокрифического «Евангелия от Фомы», где он называет себя «Иуда». Но более известно его арамеизированное прозвище от греческого Дидим – «близнец». Последнее произошло вследствие предания невероятного сходства Фомы с Иисусом. Родился в Галилее, в Пансаде. По церковным преданиям, ходил с проповедью в Индию. Однако, как просветитель Индии Фомы начал считался только с 5 века н.э., потому как более ранние легенды говорили об Иуде Иаковлеве. Точный факт смерти не известен, по одному из вариантов был проткнут пятью кольями, но данная легенда о мученической смерти идет вопреки преданию о схожем Иисусу ученике, спокойно умершем в Индии.
Иоанн:
Иоанн Зеведеев, сын Зеведея и Саломеи (Саломии), по преданию дочери Иосифа. Интересно, что Саломея или Саломия упоминается в апокрифических текстах, как одна из учениц Иисуса, хотя и не указывается кем именно она ему приходилась. Младший брат апостола Иакова, родился в Галилее. Иисус называл братьев «Воанергес» - (греч.) «Сыновья Грома» (ср. «Гром Совершенный Ум», вероятно это название тождественно «Сыновья Софии»). По преданию остался жив после яда и кипящего масла, остаток жизни провел в заточении на острове Патмос. Но данные факты хронологически не совпадают с жизнью Иоанна, потому можно сказать, что точно о его смерти ничего не известно. По церковному преданию проповедовал в Эфесе и Малой Азии.
Иаков Зеведеев:
Прозванный «Старшим». Старший брат Иоанна. Родился в Галилее. Сын Саломеи и Заведдея. Так же как и свои братья, был прозван «Воанергес». В ранние века он полностью отождествлялся с Иаковом Алфеевым. Существует предание о его смерти от меча Ирода Агриппы I. Это единственный случай смерти апостолов, описанный в Новом Завете. Однако, вследствие его совпадения с Иаковом Алфеевым, точно невозможно сказать, чья это была смерть. Несмотря на утверждения о его ранней смерти, в средние века его изображали как странница с посохом, а потому вероятно легенда о смерти апостола может не соответствовать реальности.

Иаков Алфеев:
Иаков «Младший». По новозаветному преданию, брат Матфея и двоюродный брат Иисуса. О нем известно крайне мало сведений, хотя он и упоминается как апостол. Как и брат Матфей, был мытарем. Подробных сведений о его жизни нет, но в ранние века он отождествлялся с остальными Иаковами, отчего и возникло прозвище «Младший». О его смерти и жизни трудно что-то сказать. Есть вероятность о его побиении камнями от рук иудеев.. Отождествлялся с Иаковом, братом Господним и Иаковом Старшим.
Иаков, брат Господень:
Иаков – «праведный». Иное прозвище Иаков «Младший», что совпадает с Иаковом Алфеевым, с кем он и отождествлялся в ранние века христианства. Отец - Тоже побит камнями. Родился в Галилее. Брат Иоанна, но из догматических соображений не называется прямым братом Иисуса. Наиболее распространена версия, что он был двоюродным братом Иисуса, как и Иаков Алфеев. По другой версии рожден от Иосифа от первого брака и тем самым является сводным братом Иисусу. Считается, что не признавал Иисуса во время Его жизни, а обратился только после Его смерти. Однако, это спорный момент вследствие его совпадения с остальными Иаковами. Но по этой причине не входил в состав 12 апостолов.
Андрей:
Прозванный «Первозванным». Брат Симона – Кифы, «Петра». Родился в Галилее, в Вифсаиде. Отец – Иона. Считается бывшим учеником Иоанна Крестителя. Вместе с Петром затем жили в Капернауме, где имели собственный дом. Писания очень скудно говорят об Андрее и его деятельности. По преданию проповедовал в Вифинии, Пропонтиде, городах Халкидон и Византий, Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Элладе и Ахайе. Особенно много мучился в Синопе (Маркион Синопский???), но по преданию он остался жив. К легенде о проповеди Андрея в славянских землях очень многие ученые относятся скептически, считая их политикой Византийской церкви, в целях оградить себя от притязаний Рима. Якобы был распят, но этот факт подтверждается только церковными преданиями поздних времен.

Симон «Кифа» - «Камень»:
Брат Андрея «Первозванного». Отец – Иона. Родился в Галилее, вместе с братом имел дом в Капернуме. Настоящее имя Шимон, но был прозван Иисусом «Камень» - «Петрус» или «Кифа» (арам.). Несмотря на ортодоксальное объяснение этого прозвища, имеется еще апокрифическое, объясняющее его происхождения достаточной глупостью Петра, и идущее от прозвища «Каменная голова» - «Петрокефале». Считается одним из любимых учеников Петра, но только по догматической традиции, апокрифические рисуют Петра совершенно иначе, как непонимающего слова Иисуса, вечно Ему перечащего и бунтующегося, по причине склочного характера. Трижды отрекся от Иисуса, от чего идут мнения о нем, как о предателе. Хотя догматическая традиция подчеркивает факт его раскаяния. Был распят вниз головой, по догматической версии – как считавший себя недостойным аналогичной Спасителю казни. Но по иной версии, его казнили так в насмешку, как предателя и изменника. Якобы противостоял Симону Волхву (по апокрифической версии, под фигурой Симона Волхва фигурирует сам Иисус Христос, а Петр был распят вниз головой как изменник).



Матфей Левий:
Брат Иакова Алфеева, отчего часто называется Левий Алфеев. Считается, то и Левий, и Матфей (Матиаху) – еврейские имена («Леви» - прислуживающий при храме – левит). Однако есть вторая версия происхождения имени Левий от латинского слова «левис» - «легкий, спокойный», как черта характера человека. Как и брат Иаков был мытарем. Но вследствие отождествления Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, возникает вероятность того, что и Матфей был братом Иисуса, двоюродным или сводным, или же двоюродным племянником по дочери Иосифа (матери Иакова и Иоанна). Но в остальном о жизни Матфея ничего не известно. По преданию он проповедовал в Эфиопии, где был замучен. По другой он проповедовал в Иерополисе, где тоже был казнен.

Варфоломей:
Он же Нафанаил. Вероятно сын Фалмая, искаженного имени Птоломея - Πτολεμαιος. Но есть и другое происхождение этого имени: Варфоломей – бар Талмай, сын Талмая. Просто арамейский язык заимствовал греческое имя Птолемей (Πτολεμαιος), упростил двухсогласное греческое начало до Талмая, а результат вернул обратно в греческий в имени Варфоломей. Но греческое имя Птолемей - это гомеровский вариант классического Полемей (Πολεμαιος), в дословном переводе означающего «воинственный». И тут мы приходим к полемике (πολεμικη) – «войне, спору, ссоре». Кстати, одно из греческих названий главнокомандующего - полемарх. Так что, имя Варфоломей («сын Талмая-Птолемея-Полемея - ярого спорщика, забияки и бардакиста») вовсе не указывает на реальное имя отца Варфоломея. Впрочем, и имя Нафанаил могло быть не именем «Господь дал», а искаженным от бар Фалмай –бар Талмай – сын Полемея. Родом из Галилеи, Каны. Согласно преданию, в Канне Галилейской находится родной дом Варфоломея, и согласно легендам, знаменитая свадьба в Кане Галилейской была свадьбой Варфоломея. Вероятно, родственник Филиппа или друг. Тоже ездил в Индию (как и Фома), Армению, где встретился с Иудой Фадеем. Вместе с Фомой проповедовал в Малой Азии, особенно в городе Иерополе, с которым связывается и имя Матфея. По преданию был распят вниз головой, но когда тот продолжал проповедь, его сняли с креста и содрали с него кожу, а затем обезглавили в городе Баку. Но по церковной апокрифической традиции он был распят вместе с Филиппом в городе Иерополе.
Филипп:
Родом из Галилеи, Вифсаиды. Друг или родственник Варфоломея. О его родных ничего не известно, хотя и считается, что он был женат и имел дочерей. Однако в апокрифической традиции упоминается, что у Филиппа была сестра Мариамна (Мария???), которая также проповедовала. О настоящем имени Филиппа не сообщается. Впрочем, неизвестно, было ли у Филиппа арамейское имя, или же настоящим является греческое (Филипп – «Любитель лошадей»). Проповедовал в Скифии и Фригии. Тоже был распят головой вниз в городе Иерополе. И что самое странное, по той же апокрифической церковной традиции, Филипп и Варфоломей были распяты в одной городе – Иерополе. Ему принадлежит гностический апокриф «Евангелие от Фомы».

Иуда Фаддей:
Иуда Иаковлев, или Леввей (Левий?). Сын Алфея (Клеопы) и Саломеи, брат Иакова Алфеева (откуда прозвище «Иаковлев» - брат Иакова). Но так как его отец тот же, что и у Иакова, правильней его будет именовать Иуда Алфеев, а «Фаддей» скорее всего является прозвищем, от еврейского слова «смелый». Чтобы не спутать его с Иудой Искариотом, постоянно уточняется, как «Иуда, не Искариот», что не может не наводит подозрения в таком же совмещении персоналий, как у его брата Иакова с Иаковом, братом Господним. Но последнее как раз таки подтверждается в «Посланиях Иуды», где последний называет себя братом Иакова – «брата Господня». И данный момент уже четвертое подтверждение тому, что Иаков Алфеев, Иаков Зеведеев и Иаков – Праведный являются одним и тем же лицом. Таким образом, Иуда мог быть также братом Иисуса. Но прозвище «Леввей» (или Левий) совпадает с прозвищем (или именем) Левия Матфея. В средние же века отождествлялся также с Иудой, братом Иисуса, упомянутым в Евангелии от Марка. Что может повторно подтверждать совпадение персонажей и тот факт, что Иуда мог быть братом Ииуса.
Согласно преданию, Иуда проповедовал в Палестине, Аравии, Сирии и Месопотамии. Мученически умер в Армении, хотя не уточняется как именно.
Симон Кананит:
Называется Симоном Зелотом или Кананитом. Сведения о нем крайне скудны. Прозвище «Зелот» иногда истолковывается, как приверженец к партии зелотов, однако перевод данного слова дает определение «ревнитель, приверженец», потому прозвище могло быть просто нарицательным, относительно приверженности Симона Иисусу или его ревностному характеру. Отождествляется с братом Иисуса от Иосифа и Саломеи. Но так как Саломея упоминается и как дочь Иосифа, то мог быть его племянником, и братом Иакова и Иоанна. Согласно библейским преданиям, Брак в Канне Галилейской был браком одного из Христовых апостолов, вероятно Варфоломея. Став очевидцем этого чуда, апостол Симон, оставил свой дом и последовал за Иисусом, внимая Его Божественному учению. Но по другой версии, это была свадьба самого Симона, где он стал очевидцем чуда, будучи женихом.
По преданию проповедовал в Иудее, Египте и Ливии. А также вместе с Фаддеем в Персии. Вероятно был в Британии, но якобы умер на Кавказе (Новый Афон в Абхазии), на территории Понта.

Иуда Искариот:
Самый неоднозначный из апостолов и один из самых спорных. Традиционально считается, что «Искариот» является наименование месторождения – города Кариоте (Кариофе). Но это не доказанная версия, потому как параллельно ей существует еще несколько толкований данного прозвища: Иш-кариот – человек из города, слободы (кериоф, кериофа, кириаф). Т.е. человек из пригорода или маленького селенья. Другая версия относится к происхождению от слова «иш кариа» - лживый. Но самая интересная, на мой взгляд, это версия происхождения от греческого корня σκαρ равного арамейскому sqr - (глаг.) «красить». Таким образом, «искариот» это профессия – «красильщик». Это толкование интересно тем, что проводит параллель с «Евангелием от Филиппа»: «54. Господь вошел в красильню Левия. Он взял семьдесят две краски, он бросил их в чан. Он вынул их все белыми и сказал: Подобно этому, во истину Сын человека пришел как красильщик.» Здесь красильщиком, владельцем красильни, назван некий Левей. Но судя по контексту, Левей был знаком не только Филиппу, но и должен был быть знаком читателям, по крайней мере быть достаточно известной фигурой, скорее всего из окружения Иисуса. Матфей Левей не могл быть красильщиком, потому как его профессия известна. Вторым именуется Иуда Фаддей, но Иуда Фаддей всячески подчеркивается как не равный Иуде Искариоту. Если этимология Искариота верна, и он был красильщиком, то получается, что данная фраза из «Евангелия от Филиппа» относится именно к нему, и его второе имя было Левей – Иуда Левей Искариот – «Красильщик». Считается единственным представителем колена Иудина. Но согласно арабскому «Евангелию детства спасителя» Иуда жил в одном селении с Иисусом, и был бесноватым, которого Иисус вылечил. Значит мог быть галилеянином, как и все остальные апостолы и Иисус сам. Родные Иуды не известны, но Иоанн четырежды называет Иуду Симоновым. Зотя и не называет его прямо сыном Симона. А значит, Симон мог являться Иуде старшим братом, если их отец преждевременно умер. Неизвестно, мог ли это быть кто-то из апостолов, но если арабское Евангелие право, и они с Иисусом происходили из одного селения, то братом Иуды мог являться и кто-то из апостолов.
О смерти Иуды полно слухов и преданий. Наиболее частые из них два: после распятия Иисуса он повесился или «его чрево разверзлось». Ни первый, ни второй варианты не подтверждаются другими источниками и остаются в одиночестве. Существует также предание, будто после распятия Христа, он 33 года носил воду во рту на вершину горы и поливал палку, пока она не зацвела, и затем был снова принят в апостолы. Но это предание подтверждает неточность версий об Иуде как умершем, и, вероятно, как о предателе. О том же говорит и апокрифическое «Евангелие Иуды». При вероятности этого варианта, выбор на место Иуды некоего Матфия (вероятно Матфея?) безоснователен. К тому же о годах апостольства Иуды предания умалчивают, хотя есть сведения, что он также исцелял и благословлял. Любопытным фактом является то, что по поверьям лужичан и поляков, Иуда родился 1 апреля. Но это День дурака и тут может быть два варианта: Иуда, как дурак, не оценивший Спасителя. Но и Иуда, как дурачок, шут, блаженный, потому как именно в День Дурака выбирается обычно король, которого играет местный дурачок, или блаженный.
Матфий:
Единственный раз упоминается в Деяниях. Но вследствие сомнительности данного произведения, сведения о Матфии также сомнительны. Якобы был выбран на место Иуды Искариота. Остальные сведения о нем можно узнать только из жития, составленного Димитрием Ростовским. По его мнению, Матфий родился в Вифлееме. Из колена Иудина. Как якобы и Иуда. Что как видно выше, весьма сомнительно. Был в Тиане и Синопе, где был помещен в темницу, откуда его освободил Андрей. Был на берегу Понта, в Эдессе, Западной Грузии и Македонии, где был побит камнями по осуждению Синедриона. Но греческая версия считает, что его распяли на кресте. Вероятно, вследствие наложения многих фактов, Матфий является вымышленной персоной, в котором слились черты других апостолов и их жизней.
Последний раз редактировалось Элелет 21 фев 2012, 21:27, всего редактировалось 1 раз.
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...

Аватара пользователя
Элелет
Сообщения: 529
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
Откуда: Рига, Латвия
Контактная информация:

Re: 12 апостолов или…?

Сообщение Элелет » 11 мар 2011, 18:44

4.JPG
4.JPG (56.23 КБ) 4778 просмотров
5.JPG
5.JPG (59.88 КБ) 4778 просмотров
6.JPG
6.JPG (55.68 КБ) 4778 просмотров
Последний раз редактировалось Элелет 21 фев 2012, 21:51, всего редактировалось 1 раз.
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...

Аватара пользователя
Элелет
Сообщения: 529
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
Откуда: Рига, Латвия
Контактная информация:

Re: 12 апостолов или…?

Сообщение Элелет » 11 мар 2011, 18:46

7.JPG
7.JPG (35.93 КБ) 4778 просмотров
Итак, судя по данной таблице и вышеупомянутым совпадениям и отождествлениям, у нас получается следующая семейная конструкция, где за общие родственные связи взято совпадение или по матери, или по отцу, или по братьям:
8.JPG
8.JPG (9.15 КБ) 4778 просмотров
9.JPG
9.JPG (8.75 КБ) 4778 просмотров
Последний раз редактировалось Элелет 21 фев 2012, 21:56, всего редактировалось 1 раз.
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...

Аватара пользователя
Элелет
Сообщения: 529
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
Откуда: Рига, Латвия
Контактная информация:

Re: 12 апостолов или…?

Сообщение Элелет » 11 мар 2011, 18:52

Общие характеристики Иуды-Фомы с другим апостолами:
10.JPG
10.JPG (6.15 КБ) 4778 просмотров
Общие характеристики Филиппа с другими апостолами:
11.JPG
11.JPG (17.04 КБ) 4778 просмотров
Совпадения Фомы с Варфоломеем – 1
Совпадение Филиппа с Варфоломеем – 3
Совпадение Филиппа с Андреем - 3
Следовательно, по данным совпадениям, больше всего пунктов выходит по Варфоломею и Андрею.
Исходя из вышеупомянутых таблиц, у нас выходит совпадения трех Иаковов, которые могут быть одним Иаковом, вероятность братьев Симона и Иуды и Иуды. По приведенным данным, два Иуды могут быть одним лицом – Иудой «Красильщиком». Потому вероятно предположить наличие следующих братьев (сводных) Иисуса по матери и отцу или по ближайшим родственникам: Иоанн, Иаков, Матфей, Иуда, Симон
Совпадения по апостолам со стороны следующего характера:
12.JPG
12.JPG (18.26 КБ) 4778 просмотров
Исходя из данных и количества сведений, вероятно предположить следующие совпадения: Филипп – Варфоломей – Андрей
Таким образом, можно составить вероятный состав апостолов:
Иоанн, Матфей, Иуда, Симон, Филипп, Фома, Симон «Кифа» - 7 человек.
Роль Иакова как апостола не подтверждается, учитывая совпадения и отсутствия упоминания о нем как об апостоле в апокрифических евангелиях.
Если мы вспомним, что апокрифическое «Евангелие от Филиппа» упоминает неких трех женщин: Марию (вероятно приемную мать Иисуса), ее сестру (вероятно Саломея, упоминаемая в нескольких апокрифических текстах, как Его ученица: Фм. 65, Евангелие Египтян (Strom.III.45)), Марию Магдалену, названную Его любимой ученицей, спутницей (Флп.32; Флп.55), у нас получается состав учеников – 10 человек.
Вот такая вот интересная арифметика, кстати, совсем не претендующая на истину. Хотя, кто знает…

P.S. Прошу прощения за такое растянутое сообщение, но из-за ограничений вложений, не удалось уместить все в одно.
Буду благодарная за уточнения и дополнения. А также, за уточнения этимологии еврейских слов.
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 912
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: 12 апостолов или…?

Сообщение dascher » 26 сен 2012, 22:16

Элелет писал(а): Таким образом, можно составить вероятный состав апостолов:
Иоанн, Матфей, Иуда, Симон, Филипп, Фома, Симон «Кифа» - 7 человек.
Ну вот, после посещения катакомб святого Каллиста, что на Апиевой дороге в Риме, срочно захотелось вернуться к этому посту!
На стенах крипт вышеупомянутых катакомб постоянно встречается сцена "Тайней вечери", где с завидным постоянством изображают именно СЕМЬ человек.
Покопавшись в интернете, я с удивлением обнаружил, что в катакомбных изображениях тайной вечери, датируемых 2 - 4 веками нашей эры, за редким исключением, всегда изображаются семеро, сидящие за трапезным столом.
К слову сказать, слова падре, выступавшего в роли гида в катакомбах, что это символическое изображение семи библейских пророков, вряд ли выдерживают хоть сколько серьезную критику.
Supper.JPG
Supper.JPG (101.72 КБ) 4276 просмотров
7.jpeg
7.jpeg (71.03 КБ) 4276 просмотров
И даже на последнем, из представленных изображений, три участника трапезы как бы вписаны к изначальным семи. Хотя, если вспомнить, что "Трое шли с Господом все время. Мария, его мать, и ее сестра, и Магдалина, та, которую называли его спутницей"(NHC-II-III-32), то без самого Христа на тайней вечери таки присутствовало десять человек. Во всех трапезах присутствует рыба, что обычно символизируют с Христом. Это наводит на мысль, что именно рыба могла являться изначально символом евхаристии. А также нами были увидены анкхи в росписях на стенах катакомб. Некоторые из них были частью изображения якорей, а некоторые прямо изображали "ключ жизни". Вот такое вот интересное подтверждение этому исследованию получилось... :co_ol:
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Ответить