Апокалипсис Иоанна: попытка восстановления первоначального текста

Ответить
Аватара пользователя
Элелет
Сообщения: 538
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
Откуда: Рига, Латвия
Контактная информация:

Апокалипсис Иоанна: попытка восстановления первоначального текста

Сообщение Элелет » 14 окт 2021, 13:33

Тишина на форуме стала слишком томной, посему попытаюсь разрядить мертвенность и предложу к обозрению еще новую попытку восстановления первоначального текста знаменитого Откровения Иоанна, известного, как Апокалипсис. Тем более, уж слишком актуальной становится эта темы в сфере последних событий зарождающегося нового мирового порядка. )) Ранее я уже делала попытки восстановить первоначальные тексты (или хотя бы вероятно наиболее приближенный к первоначальным текстам) канонических Евангелий: viewtopic.php?f=26&t=205 Иоанн, как и ожидалось, оказался самым стройным, самым певучим и самым приближенным к гностическим апокрифическим текстам. И наиболее осмысленным. Впрочем, Иоанн всегда задает больше загадок, чем дает ответов. Потому стоит посмотреть и на текст Апокалипсиса наиболее внимательно и придирчиво. Перечитав его еще раз, стоит заметить, что сам текст в его классическом, знакомом нам виде, представляет собой этакий трэшевый триллер, мало напоминающий видЕние. Но именно видЕние описывает Иоанн. Ему увиделась некая картина событий, которую он не мог не записать. Она должна быть лаконичной, емкой, мало понятной (понятное видЕние это не видЕние, а литературный роман), внезапной. Мало того, внимательно читая, можно увидеть, что этот трэшевый триллер как бы составлен из нескольких книг. Даже в переводе, только опираясь на стилистическое содержание, я насчитала не менее трех книг-текстов, из которых был составлен Апокалипсис, который мы сейчас знаем. Самую доминирующую часть занимают тексты иудейского и иудео-христианского содержания. Это и отсылки к поздне-иудейским мидрашам с эсхатологическим чаяниями Нового Иерусалима и Нового Храма; намеки на образ Метатрона и даже вполне узнаваемая история-мидраш про Ахера ( Элиша бен Абуя). Последняя вообще повторяется раз пять по тексту. Яркие отсылки к Вавилонской блуднице, что вполне в духе иудаизма, где Вавилон это олицетворения разврата и всех нечистот. Данный образ начинает встречаться в христианских текстах только после возникновения Апокалипсиса. Наряду с этим вполне иудео-христианские отсылки к Деве Марии (Жена, облеченная в солнце, бегущая в пустыню и рожающая святое дитя), втиснутые не к месту послания к епископам с угрозами раздать люлей, попытки притянуть гностические и мало понимаемые уже для иудео-христиан понятия "воды жизни" и "книги живых" и прочее. Насчет "книги живых" вообще есть сомнения к гностической природе этой фразы, т.к. единственный раз, где она встречается в апокрифах, это "Евангелие Истины". Но это лишь предположение. Вся эта мощная, эпопейная картина совершенно не укладывается в понятие видЕния "в духе". Некой вспышки, озарившей Иоанна. Потому я решила отталкиваться от простого: к чертям убрать все возможные отсылки на иудейский и иуде-христианские тексты и восприятие. Взять за основу Апокриф Иоанна и восстановленное мной же Евангелие от Иоанна: автор должен мыслить в общем понятийном контексте, текст должен быть кратким, емким, оперировать общими образами, имеющими за основу апокрифические тексты, имеющие отношение к раннехристианским тестам (гностическим) . В итоге, отбросив весь мусор, получившийся текст уместился в один лист формата А4. Любопытно и то, что начало и стилистика изложения этого восстановленного текста, очень родственная со стилистикой и началом того же апокрифа Иоанна, оперируя очень родственными образами, хотя бы отсылки к облику архонтов.
Небольшое уточнение: я критически подошла к фразе о числе зверя, в особенности к пресловутому числу "666". Во-первых, потому как здесь прослеживаются явные традиции гематрии с отсылкой на иудаизм: в книге Ездры это число встречается в главе 2: "13 сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть;", в Третьей книге Царств. глава 10: "14 В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых,", во Второй книге Паралипоменона, глава 9 "13 Весу в золоте, которое приходило к Соломону в один год, было шестьсот шестьдесят шесть талантов золота.". Т.е. данное число имеет прямую отсылку к иудаизму и вероятно (это я предполагаю) могло быть вписано уже под влиянием традиции зарождения гематрии в иудейской мистике. А оттуда перекочевать в иудео-христианскую традицию. Здесь же можно вспомнить традицию скрытых праведников в иудаизме - 36, что также можно рассматривать, как три раза по шесть. Одним словом, я критически подхожу к этой фразе. Она выглядит вписанной и не имеющей ничего общего с получившимся контекстом. И также мало перекликается с "начертанием". Т.к. вначале идет "начертание", а потом уже попытки разъяснения, что же это может быть за начертание. Что, разумеется, совсем не укладывается в характер видЕния. Этот текст я выкладываю на обозрение. Попытки разгадать образы приветствуются, хотя и будут весьма вероятными.

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего
Я, Иоанн, брат ваш был на острове, называемом Патмос,
и слышал позади себя громкий голос,
Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел
подобного Сыну Человеческому
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся;
Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем, а на головах его имена
Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва;.
И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем,
и поклонились зверю
все живущие на земле,
И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела;
и творит великие знамения,
И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.
И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их,
и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание,
Зверь, которого ты видел, выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его
Я, Иоанн, видел и слышал сие.
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...

Ответить