КОЛ. 2:15 И ГНОСТИЧЕСКАЯ ХРИСТОЛОГИЯ

Ответить
ael
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 25 дек 2015, 00:27

КОЛ. 2:15 И ГНОСТИЧЕСКАЯ ХРИСТОЛОГИЯ

Сообщение ael » 04 июн 2018, 22:17

Кол. 2:15 повествует о «совлечении» или «сдирании» начальств и властей, такой перевод допустим греческим текстом. Для более полного понимания этой темы представляется уместным сперва обратиться к Филону, как мыслящему в общем теологическом пространстве в Павлом, что видно из тех совпадений, что имеется у филоновских книг(насчет «логоса») и посланием колоссянам(где тоже упоминается «логос», 3:16). Например:
первородный сын - Кол 1:15/ «О смешении языков» 146; «О снах» 1.215
икона Бога - Кол 1:15/ «О смешении языков» 97; «О сотворении мира» 31
хранилище божественных идей - Кол 2:3, аллюзия/ «О сотворении мира» 20
несотворенный медиатор - Кол 1:17,20 / «О слышащем» 206
Как полагал Филон, человек «образован из тех же самых [стихий] — земли, воды, воздуха и огня, и каждая из стихий привносит полагающуюся ей часть для полноты образования самодовлеющей материи, которую надлежало взять Творцу, чтобы создать этот видимый образ»(«О сотворении мира», 146) Таким образом, человек есть космос в миниатюре. То же самое обнаруживается у Павла: распятие «ветхого человека»(Рим.6:6)=распятию мира(Гал. 6:14), но с тем нюансом, что то и другое соотносится с немощью(2Кор.13:4)

Филон, говоря о антропогенезе и соучастии в нем помощников Бога(«О смешении языков» 179), следовал платоновскому «Тимею», где боги, они же «дети, уразумев приказ отца, принялись его исполнять: они взяли бессмертное начало смертного существа, а затем, подражая своему демиургу, заняли у космоса частицы огня и земли, а также воды и воздуха, обещав впоследствии вернуть их..божественные существа создал сам демиург, а порождение смертных он доверил тем, кого сам породил.» Что касается людских тел, их филонская оценка негативна: «Вид смертный — это люди, а бессмертный — бестелесные души, обретающиеся в воздухе и небе. Эти последние непричастны пороку, ибо с самого начала достался им чистый и счастливый жребий и не связаны они с бесконечно несчастливым местом — телом.» («О смешении языков», 176-177). Важная разница – тело помощники Бога не творят. Но все же Филон вторичен, опираясь на Платона, к примеру, в следующем: «Душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы» («Федр», 83е). Филон обьясняет причину дурных тел т.о: «пребывающее в расцвете сил лучше стареющего, будь то живое существо, растение, плод или что-либо иное в природе, так первый созданный человек — лучшее во всем нашем роде, и потомки его уже более не достигали подобной высоты, поскольку они получают облики и способности все более тусклые от поколения к поколению.»(«О сотворении мира», 140)

Во втором веке гностик Апелл представлял участь плоти Христа так: Господь «вернул каждой [части материи] то, что ей принадлежало, разрушив телесные связи, отдав горячее горячему, холодное холодному, влажное влажному и сухое сухому»(Hippolytus, Ref. VII 38). Здесь связь и с аристотелевскими элементами, и с платоновским возвращением тела космосу. Более кратко у Валентина: «И еще будто каждая сущность поступит в то, чем она произведена, — вещественное отдастся веществу, плотское и земное земле.» (Contra Valentinos, sive Gnosticos, haeresis XXXI) Аналогичное тело, судя по евангелию истины, имел Исус: «Совлекшись тленных лохмотьев, Он облёкся нетленностью..»

Климент Александрийский примерно тогда же писал в «Строматах», что «души, хотя и затемненные страданиями, будучи освобожденными от силы плоти и сбросив с себя телесную оболочку, способны воспринимать более ясно. (VI.46). Но совсем не так с плотью Христа, чествуемой несмотря на вскользь упомянутую немощь: «Господь, нисходя в чувственный мир, снял одни и надел другие одежды. Подобно Ему, верящие в Него снимают одни и надевают другие, священные, как говорил апостол, одежды.(V.6) Он не пренебрег немощами нашей плоти, в которую и облекся (VII.3) Он пришел, облаченный в полноту добродетели.. страдающая плоть, в которую был облечен Господь, есть “сила Бога и Премудрость” (VI.126)»

И ничего о снятии этой плоти, в отличие от Апелла и Валентина. Их христоантропология коррелирует с тем, что Филон считал о небесном архиерее, логосе: "Когда он проходил сквозь завесу, он снимал с себя цветные одежды материального мира и облачался в славные одежды ангелов, главой которых он представлялся,, Он принял на себя человеческий облик как «Божий Человек, Вечный Логос» (О смешении языков, 41) ..этот главный ангел обретал видимую форму при прохождении сквозь храмовую завесу, облачаясь в основные элементы материального мира."(«Небесный храм в раннем иудаизме и христианстве», под редакцией Т. Гарсии-Уидобро, S.J. и А. А. Орлова)
Однако, здесь ничего о враждебности элементов к логосу. Одна из самых ранних спекуляций на эту тему имеется у карпократиан, полагавших что Христос «приобрел в воде образ и отпечаток тела, полученного от девы, чтобы, когда архонт приговорил свое творение к смерти на кресте, душа, выросшая в теле, могла покинуть его и отставить пригвожденным к древу, так восторжествовав над властями и силами.»(св. Ипполит, «Refutatio» VIII 8). Христос «имел душу в сравнении с душами других людей сильную и помнил виденное ею горнее, когда носился окрест неведомого Отца, то Самим Отцом посланы в душу Его силы, чтобы, вспомнив виденное ею и укрепившись, бежала мироздателей ангелов.. Спасется же, по словам их, одна только душа, а не и тело.»(св.Епифаний, «Панарион»)

С опорой на вышеприведенную антропологию, «сдирание начал и властей» предстает поражением космических сил через крестный позор тела(плоти) и расставание с ним, отождествляемым с этими силами. Можно сказать, частицы тела были их проявлениями, подобно тому как в Торе огонь и воспринимается как Яхве, и является проявлением Божьим, от Него исходящим(Втор.4:24, Втор.9:3 / Лев.10:2, Чис.16:35 и т.п.). Для Кол. 2:15, в пользу идентификации одной из «снятых» властей как воздуха представляется уместно привести Эф. 2:2, где то же слово εξουσίας использовано для обозначения подчиненного архонту-эону. Реконструируя далее гностико-платоновскую экзегезу, можно вспомнить «Тимей» 42с, где душа
«..решившись последовать вращению тождества и подобия в себе самом, победит рассудком многообразную, имеющую присоединиться к его природе смуту огня и воды, воздуха и земли, одолеет их неразумное буйство и снова придет к идее прежнего и лучшего состояния.»
3десь, как и в Кол. 2:15, присутствует идея внутренней победы, а также как и у карпократиан – возвращение к лучшему положению. То же слово ἀπεκδύομαι что в 2:15, присутствует в 3:9, параллель к которому Рим.6:6 – «зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху.» Следовательно, этот человек тождественен или идентичен этому телу. С ним непосредственно связано Кол 2:11, где «совлечение тела плоти» идет в связке с «обрезанием Христовым». Похоже, по павловой мысли истинное обрезание произошло на кресте, который и послужил орудием, «отсекшим» плотское тело, а с ним «начала и власти». Подобная идея была у валентиниан: крест спасаемых очищал, как лопата пшеницу(Adv. haer., I,3,5). В христологии докетов, «когда Архон осудил свою собственную иллюзию(плоть) на смерть, (то есть) крест, душа, которая была вскормлена в теле(рожденном от Девы), могла совлечься тела и пригвоздить его к (проклятому) дереву. (Таким образом, душа) торжествует посредством этого (тела) над началами и властями» (Hipp. Refut. VIII).

«Стихии» из Гал. 4:3,9 и Кол. 2:20 вероятно то же самое что «начала и власти», поскольку победа из Кол. 2:15 наглядно иллюстрирует неочевидную в Гал. причину слабости «стихий» и превосходства Христа. И подобно тому как он восторжествовал над ними в Кол, это в какой-то мере доступно другим(2Кор.2:14), благодаря жизни по Духу, а не «стихийной» плоти. Как пишет Платон в «Тимее», «..при ожидании опасностей и возбуждении духа сердце будет колотиться и что каждое такое вскипание страстей сопряжено с действием огня» (70c). К примеру, одной из таких страстей, гневом, обладал Исус до распятия(Мк. 3:5). Судя по Кол. 3:8-9, это чувство входит в набор свойств «ветхого человека»; кроме того, в других библейских книгах, «гнев» является
- возбуждающей силой от Бога(явно связанной с огнем, 2Цар.24:1 );
- ангелом-губителем(Прем.Сол.18:20-25). Тот, в свою очередь, является персонификацией руки Божьей(Вт 2:15=1Кор 10:10). По верованиям иудеев первого века, она участвовала и в сотворении человека(3Ездр.8:7,44). Допущение связки гнев=ангел=рука Божья проясняет смысл выражения «дети природы гнева» в Еф. 2:3.
Вывод: было бы опрометчиво сводить «стихии», также «начала и власти», к одним страстям, отрицая стоящие за ними небесные силы.

Ответить