Дуалистичен ли гностицизм?

Мы что-то упустили? Тогда вам сюда.
Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 913
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Дуалистичен ли гностицизм?

Сообщение dascher » 07 фев 2010, 18:37

Вслед за Гансом Ионасом огромое количество людей, то ли сознательно, то ли в силу поверхностного знания космогонической картины гностицизма, повторяет весьма сомнительное определение:

«Радикальный дуализм - главный фактор в гностической доктринальной структуре, в котором мир материальный воплощает собой зло, а мир духовный - добро.»

Согласно многичисленных определений, дуализм (от лат. dualis — двойственный), религиозное и философское учение, которое усматривает в основах бытия существование двух равноправных противоположных начал.



Дуализм - это воззрение, объясняющее что-либо или конкретную ситуацию, исходя из двух противоположных начал или принципов. Дуализм представляет собой двухчленную классификацию, не допускающую промежуточных ступеней. Согласно этическому, или этико-религиозному, дуализму, в мире есть две взаимно враждебные силы. Одна из них служит источником всякого блага, другая - источником зла.

Согласно космогонической картины античного христианства, зачастую называемого гностицизмом, существует только одно образующее начало, тот самый трансцедентный надмирный Бог, по определению Ганса Ионаса. Творец же материи или как его зачастую называют Демиург, ни под каким соусом не является равноправным началом ввиду того, что само создание Демиурга согласно гностической космогонии явилось лишь результатом ошибки, некоем сбое в механизме творения. Именно тварная природа Демиурга, как любят говорить ортодоксальные богословы, не позволяет предположить равноправность его начала. С другой стороны, саму природу материи, в которой изначально отсутствуют все составляющие Бога, в том числе и те, которые составляют основу бытия самого Демиурга, вряд ли можно противопоставить природе Бога, поскольку она не противоречит и не борется с природой Бога. Природа материи изначально является другой и для природы Бога она не является враждебным и противоположным началом. Тем более, все попытки Демиурга противостоять природе Бога не выдерживают никакой критики всвязи с невозможностью даже сопоставить силы и задачи Творца и изъяна. Кроме того, понятия добра и зла являются субъективные и весьма относительные понятия, потому определять какое либо из начал абсолютным источником добра или зла по меньшей мере некорректно.

Отсюда можно уверенно сказать, что о радикальном дуализме в гностической космогонии не может быть и речи. Зачастую говорят об умеренном дуализме, но в данном случае даже такое определение не может быть принято, всвязи с некорректностью противопоставления природы материи и природы Бога.

В тоже время, ортодоксальная христианская теология обычно принимает модифицированный моральный дуализм, считая Бога высшим благом, а сатану - испорченной тварью, всегда присутствующей там, где творится зло. Это, однако, не дуализм в его привычном понимании, поскольку христианская теология не считает сатану существом верховным или изначальным и полагает его находящимся, в конечном счете, за пределами вселенной.

В этом смысле, античная гностическая космогония, которая считает Демиурга случайным изъяном, не являющимся верховным существом в мире Бога, а также не сопоставляет его со злом, а скорее с досадным недоразумением, попытки противоборства которого с Богом временны, незначительны и устраняются, является даже не модифицированным моральным дуализмом. Мир Бога скорее монистичен, так как в нем существует только одна определяющая субстанция, а именно Бог. Мир материи, созданный Демиургом, не входит в мир Бога и не является его частью. Кроме того, власть Демиурга в материальном мире уничтожена, хотя механизмы, запущенные им еще продолжают работать в материальном мире, заставляя частицы из мира Бога проникать в чуждый для них мир. Но данный процесс является априори временным и конечным, как и весь материальный мир.

Таким образом, материальный мир не является противоположностью мира Бога, не является злом по отношения к нему, является временным и конечным явлением по отношению к миру Бога и не может быть ему проивопоставлен ввиду полной чуждости и нерациональности. Всё это говорит о том, что понятие дуализма в любом его контексте не может быть применено к космогонической концепции античного христианства, называемого гностицизмом.

Скорее всего мы можем определить эту концепцию, как одновременое существование двух монистических систем – идеалистической и натуралистической.

Идеалистическую систему представляет мир Бога, в котором образующей фундаментальной субстанцией является сам Бог и всё, находящееся в этом мире состоит из этой субстанции и им собственно и является.

Натуралистическую систему представляет собой материя и в нашем мире она является единственой существующей реальностью, которую можно, хотя и весьма условно, описать современной естественой наукой.

Взаимопроникновения этих систем друг в друга не существует, есть только односторонняя возможность проникновения идеалистической системы в натуралистическую. Натуралистичская система имеет лишь возможность влияния на идеалистическую систему, посредством эмоционального воздействия, результатом которого является некоторая отсрочка во времени по восстановлению баланса в идеалистической системе. Натуралистическая система искусственна для идеалистической и является лишь временным неудобным явлением для идеалистической.
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Аватара пользователя
Странник
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 24 июн 2009, 14:51
Откуда: Оттуда

Re: Дуалистичен ли гностицизм?

Сообщение Странник » 08 фев 2010, 11:51

dascher писал(а): ......
Взаимопроникновения этих систем друг в друга не существует, есть только односторонняя возможность проникновения идеалистической системы в натуралистическую. Натуралистичская система имеет лишь возможность влияния на идеалистическую систему, посредством эмоционального воздействия, результатом которого является некоторая отсрочка во времени по восстановлению баланса в идеалистической системе. Натуралистическая система искусственна для идеалистической и является лишь временным неудобным явлением для идеалистической.
Прошла зима.
Настало лето.
Спасибо (Господу, Боженьке, Сущему, Папеньке Небесному, родине, партии - нужное подчеркнуть) - за это.

Отличное описание термодинамической системы летней грозовой тучи. В результате сброса града термодинамическое равновесие-баланс восстанавливается, идет дождик.
А град... Временное, неудобное явление.
Не переживайте.
Всё наладится.
Приходя, не радуйся.
Уходя, не грусти.

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 913
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: Дуалистичен ли гностицизм?

Сообщение dascher » 08 фев 2010, 13:19

Странник писал(а): Прошла зима.
Настало лето.
Спасибо (Господу, Боженьке, Сущему, Папеньке Небесному, родине, партии - нужное подчеркнуть) - за это.

Отличное описание термодинамической системы летней грозовой тучи. В результате сброса града термодинамическое равновесие-баланс восстанавливается, идет дождик.
А град... Временное, неудобное явление.
Не переживайте.
Всё наладится.
Я всё время хочу спросить Вас Странник и только пАтАмуШтА сильно завидую - где Вы такой забористый лес для курения находите??? :obdol_bysh:
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Аватара пользователя
Странник
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 24 июн 2009, 14:51
Откуда: Оттуда

Re: Дуалистичен ли гностицизм?

Сообщение Странник » 09 фев 2010, 09:37

dascher писал(а):
Я всё время хочу спросить Вас Странник и только пАтАмуШтА сильно завидую - где Вы такой забористый лес для курения находите??? :obdol_bysh:
... где трепещут осины и с дубов-колдунов опадает листва.
Дашер, так куда, всё-таки, сдвинули точку росы, пардон, изолировали княмирса?
Вы по-прежнему цинично не хотите быть заинькой и назвать мне автора опуса про сэндвич. На русском эта книжица вышла в 2008 г. Автор- британец.
Приходя, не радуйся.
Уходя, не грусти.

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 913
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: Дуалистичен ли гностицизм?

Сообщение dascher » 09 фев 2010, 19:26

Странник писал(а):... где трепещут осины и с дубов-колдунов опадает листва.
Дашер, так куда, всё-таки, сдвинули точку росы, пардон, изолировали княмирса?
Вы по-прежнему цинично не хотите быть заинькой и назвать мне автора опуса про сэндвич. На русском эта книжица вышла в 2008 г. Автор- британец.
Понятно, место знакомое... :hi_hi_hi:

Если Вы винимательно еще раз перечтете то, что Вам так у меня понравилось, то с легкостью обнаружите точку росы вместе с её передвижениями и изоляциями.
Ну а заиньки Вы от меня не дождетесь, не туда целитесь. :ohot_nik: Только вот я искренне не понимаю того, что Вы от меня хотите и каким образом связываете этого автора про "хреновые" сэндвичи со мной? :nez-nayu: По мне он британец или кеми-обинец, выпустил свою книжицу в 2008 году или нацарапал скребком под курганом много тысяч лет назад совершенно ультрафиолетово. :men:
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Аватара пользователя
Странник
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 24 июн 2009, 14:51
Откуда: Оттуда

Re: Дуалистичен ли гностицизм?

Сообщение Странник » 10 фев 2010, 11:49

dascher писал(а):
Странник писал(а):... где трепещут осины и с дубов-колдунов опадает листва.
Дашер, так куда, всё-таки, сдвинули точку росы, пардон, изолировали княмирса?
Вы по-прежнему цинично не хотите быть заинькой и назвать мне автора опуса про сэндвич. На русском эта книжица вышла в 2008 г. Автор- британец.
Понятно, место знакомое... :hi_hi_hi:

Если Вы винимательно еще раз перечтете то, что Вам так у меня понравилось, то с легкостью обнаружите точку росы вместе с её передвижениями и изоляциями.
Ну а заиньки Вы от меня не дождетесь, не туда целитесь. :ohot_nik: Только вот я искренне не понимаю того, что Вы от меня хотите и каким образом связываете этого автора про "хреновые" сэндвичи со мной? :nez-nayu: По мне он британец или кеми-обинец, выпустил свою книжицу в 2008 году или нацарапал скребком под курганом много тысяч лет назад совершенно ультрафиолетово. :men:
Перечту, обязательно! Она у меня всегда с собой в рюкзачке. Если чё-т не пойму, спрошу.
Вы цинично не хотите быть заинькой-паинькой, найти книжку и прочитать её.
Стиль и вектор Ваших и оного авора рассуждений идентичен. База предпосылок - абсолютно разная.
Автор сей книжицы даже не скрывает, что изложенные в книге "откровения" - продукт употребления травы в Южноамериканском лесу. И траву называет, и адрес леса.
Приходя, не радуйся.
Уходя, не грусти.

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 913
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: Дуалистичен ли гностицизм?

Сообщение dascher » 10 фев 2010, 20:13

Странник писал(а): Перечту, обязательно! Она у меня всегда с собой в рюкзачке. Если чё-т не пойму, спрошу.
Вы цинично не хотите быть заинькой-паинькой, найти книжку и прочитать её.
Стиль и вектор Ваших и оного авора рассуждений идентичен. База предпосылок - абсолютно разная.
Автор сей книжицы даже не скрывает, что изложенные в книге "откровения" - продукт употребления травы в Южноамериканском лесу. И траву называет, и адрес леса.
:co_ol: Кру-уто! Стыдно сознаться, но я последний раз курил эту гадость лет пять назад, да и то в Амстердаме, да и совсем без удовольствия. Впрочем, открытий или откровений тож не последовало... :jn_pu_sk:
А Вы, вместо того, чтобы ходить вокруг да около и пытаться сделать из меня некого морального урода в форме заиньки-паиньки, написали бы просто, что нашли возможно нечто общее с моими рассуждениями в книге такого-то, например Кастанеды, хотя он американец, а не британец, которую, кстати, я даже в глаза не видел, а только что, прогуглив Вашу туманность, обнаружил. Видимо придется прочитать, хотя бы только для того, чтобы не выглядеть полным профаном... :ne_vi_del:
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Аватара пользователя
Странник
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 24 июн 2009, 14:51
Откуда: Оттуда

Re: Дуалистичен ли гностицизм?

Сообщение Странник » 11 фев 2010, 11:33

dascher писал(а):

:co_ol: Кру-уто! Стыдно сознаться, но я последний раз курил эту гадость лет пять назад, да и то в Амстердаме, да и совсем без удовольствия. Впрочем, открытий или откровений тож не последовало... :jn_pu_sk:
А Вы, вместо того, чтобы ходить вокруг да около и пытаться сделать из меня некого морального урода в форме заиньки-паиньки, написали бы просто, что нашли возможно нечто общее с моими рассуждениями в книге такого-то, например Кастанеды, хотя он американец, а не британец, которую, кстати, я даже в глаза не видел, а только что, прогуглив Вашу туманность, обнаружил. Видимо придется прочитать, хотя бы только для того, чтобы не выглядеть полным профаном... :ne_vi_del:
Ф-ф-фу, наконец-то, я уж думал, мы никогда до этой стадии не доберёмся...
Дашер, я в который раз пытаюсь Вам объяснить, что нашёл много общего между книгами, которых Вы, вероятно, не то, что не видели, НО: книга появилась уже ПОСЛЕ того, как у Вас появились и оформились некие рассуждения. Панимайт? Т. е, Вы или одновременно с автором или даже раньше, или с небольшим запозданием приходите к некоей общей точке рассуждений.
При чём тут трава и моральное уродство? Я уже писал Элелет, повторюсь Вам :то, что мы считаем "своим" уникальным мировоззрением - м-быть, просто ПРОГРАММА, внедрённая в наше сознание.
Автор - британец, и уж никак не Кастанеда. Но! издательство, которое издало и Кастанеду, и многих других, специализируется как раз на эзотерике. И именно это издательство на просторах экс- СССР первым успевает публиковать все продукты "лесотравокурения". Не удивлюсь, если оно сбацает книжку по мотивам гностицизма. Если уже не сбацало...
Простите, но иногда Вас нужно пинать, "лить масло", "дёргать за яйца" и доводить до белого каления, пока Вы не придёте в стадию готовности к диалогу.
Книжица, как книжица, обычный образец коммерческой анархистской просветительской литературы, рассчитана на определённую целевую аудиторию. Оч. уместна была бы на сайте НГОФ. Я бы на неё и не глянул, но:
1. Обратите внимание на раздел, в котором я её нашёл.
2. Если бы не название, я бы на неё даже не глянул. Но, благодаря названию, это поделие должно быть, весьма неплохо продаётся.
Ссылка в личке.
Приходя, не радуйся.
Уходя, не грусти.

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 913
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: Дуалистичен ли гностицизм?

Сообщение dascher » 11 фев 2010, 19:40

Странник писал(а): Ф-ф-фу, наконец-то, я уж думал, мы никогда до этой стадии не доберёмся...
Дашер, я в который раз пытаюсь Вам объяснить, что нашёл много общего между книгами, которых Вы, вероятно, не то, что не видели, НО: книга появилась уже ПОСЛЕ того, как у Вас появились и оформились некие рассуждения. Панимайт? Т. е, Вы или одновременно с автором или даже раньше, или с небольшим запозданием приходите к некоей общей точке рассуждений.
При чём тут трава и моральное уродство? Я уже писал Элелет, повторюсь Вам :то, что мы считаем "своим" уникальным мировоззрением - м-быть, просто ПРОГРАММА, внедрённая в наше сознание.
Автор - британец, и уж никак не Кастанеда. Но! издательство, которое издало и Кастанеду, и многих других, специализируется как раз на эзотерике. И именно это издательство на просторах экс- СССР первым успевает публиковать все продукты "лесотравокурения". Не удивлюсь, если оно сбацает книжку по мотивам гностицизма. Если уже не сбацало...
Простите, но иногда Вас нужно пинать, "лить масло", "дёргать за яйца" и доводить до белого каления, пока Вы не придёте в стадию готовности к диалогу.
Книжица, как книжица, обычный образец коммерческой анархистской просветительской литературы, рассчитана на определённую целевую аудиторию. Оч. уместна была бы на сайте НГОФ. Я бы на неё и не глянул, но:
1. Обратите внимание на раздел, в котором я её нашёл.
2. Если бы не название, я бы на неё даже не глянул. Но, благодаря названию, это поделие должно быть, весьма неплохо продаётся.
Ссылка в личке.
Видимо я стал таки заинькой-паинькой. :hi_hi_hi: В любом случае, спасибо за ссылку, начну читать. Мнение свое сообщу обязательно. Впрочем, насчет программы я сильно сомневаюсь, вот то, что некоторые люди одновременно доходят до определенных вещей, то это совсем не удивительно, тому есть масса примеров. Информация витает в воздухе, и кто хочет, тот её берет, я так думаю...
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Аватара пользователя
Странник
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 24 июн 2009, 14:51
Откуда: Оттуда

Re: Дуалистичен ли гностицизм?

Сообщение Странник » 11 фев 2010, 21:15

dascher писал(а):Видимо я стал таки заинькой-паинькой. :hi_hi_hi: В любом случае, спасибо за ссылку, начну читать. Мнение свое сообщу обязательно. Впрочем, насчет программы я сильно сомневаюсь, вот то, что некоторые люди одновременно доходят до определенных вещей, то это совсем не удивительно, тому есть масса примеров. Информация витает в воздухе, и кто хочет, тот её берет, я так думаю...

Ну, ещё не стали, но попытка засчитана.
Читать там особо нечего. Мнение сообщите. Но не обещаю, что мне оно будет интересно.
А вот насчёт информации - браво! Автор описывает это в книжке, как "эффект 100-й обезьяны".
Вопрос - откуда берётся информация, "витающая в воздухе", и что или кто определяет, какую информацию человек получает из этого самого воздуха.
Программы в человеке есть, даже не сомневайтесь. Эт факт. Попробуйте пару дней не пить. Или, что вообще невозможно, не удалять продукты метаболизма. Сами убедитесь.
Если проги прописаны на уровне тела, то пуркуа па им бы не быть на уровне деятельности мозга?
Приходя, не радуйся.
Уходя, не грусти.

Ответить