https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/971650Книга Товита, — книга, входящая в состав Ветхого Завета в православии и католицизме, но отсутствующая в еврейской Библии (Танахе) и не входящая в Ветхий Завет в протестантизме. В Русской православной церкви относится к неканоническим книгам, в католицизме — второканоническим, в иудаизме и протестантизме, к апокрифическим, но при этом удалённую из списка Ветхого Завета Мартином Лютером. В католицизме признана богодухновенной, в православии — небогодухновенной, (но полезной и назидательной). В книге рассказывается об ослепшем Товите и его сыне Товии, чьим проводником был ангел Рафаил.
Когда и кем написана эта книга — неизвестно. В еврейском тексте Библии её нет. Происхождение её относят к двум последним векам до нашей эры. Она известна на разных языках, но основным текстом её признается греческий, — Септуагинта. Климент Александрийский пользовался этою книгою, как частью Писания, и, следовательно, признавал её священной. Иероним Стридонский, настаивая на исключении книги Товита из числа книг канонических, не отвергает её практической пользы для народа.
Русский библеист, гебраист и богослов, переводчик ветхозаветных книг Юнгеров, ещё в начале двадцатого века писал:
(проф. П.А.Юнгеров «Введение в Ветхий Завет, Книга 2, Пятый отдел. Неканонические книги. Книга Товита)Несомненным также следует считать, что в своем оригинале книга Товита не сохранилась до нашего времени.
Греческий текст сохранился в трёх разных редакциях, - в александрийском и ватиканском кодексах, в синайском кодексе и в небольшом отрывке, изданном в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году.
Не упоминается эта книга и у Иосифа Флавия. Впервые следы ясного знакомства с этой книгой находятся уже в христианской литературе и то не ранней. у Поликарпа Смирнского (Посл. к Филпп.10 гл. = Тов.12:9) и Климента Римского (2Кор.16 = Тов.12:8-9. De virg. 1, 10 = Тов.4:14), — но творения, содержащие эти цитаты, подвергаются весьма серьезным спорам в своей подлинности. Из неоспоримо подлинных творений впервые ясная цитата, как из “писания” (γραφής), из этой книги находится у Климента Александрийского (Strom. VI, 12 = Тов.12:9; Strom. 1, 21; 2, 23 = Тов.4:16…) и Оригена (De orat. 11 = Тов.3:24; 12:12…). По свидетельству последнего, в его время уже “церкви пользовались книгой Товита” (Ер. ad Afric. 13). Из последних цитат можно заключить, что в конце 2-го века по Р.Х. книга Товита стала распространяться в александрийской Церкви, так как и перевод-то может быть в Александрии был составлен. По мнению некоторых ученых, редактор (или автор) жил в Египте. Но характер всего повествования заставляет считать его палестинским евреем. Более о нем ничего нельзя сказать.
https://studfile.net/preview/9513777/page:44/
Тем не менее, при раскопках в Кумране после тысяча девятьсот сорок седьмого года были обнаружены четыре рукописи с фрагментами книги Товита на арамейском и одна рукопись с фрагментами книги на еврейском языке.
Однако, более поздние исследования обнаружили, что некоторые «Свитки Мертвого моря» оказались поддельными.
Потому, вряд ли стоит принимать во внимание фрагменты из Кумрана в качестве доказательства древности книги Товита.
Опираясь на всё вышесказанное, можно вполне уверенно констатировать, - фактов о том, что Книга Товита была известна до новозаветных событий, нет.
И сведения о ней появляются не ранее конца второго века, то есть, спустя весьма значительное время после новозаветных событий и уже после широкого распространения Евангелий, в том числе и канонических.
Чем же нам так интересна книга Товита? И почему так важно понимать, что книга эта была написана вероятнее всего после написания канонических Евангелий?
А всё дело заключается в том, если процитировать «Библиологический словарь» Александра Меня, что:
В книге выражено так называемое «золотое правило» мудрости
В четвёртой главе, когда Товит отправляет своего сына Товию в дорогу, он даёт ему ряд назиданий на его будущую жизнь. Вполне себе благопристойные назидания, среди которых обнаруживается следующее:
И здесь мы сталкиваемся с явной парафразой строфы 31 из шестой главы Евангелия от Луки:«Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» (4:15)
Скорее даже не Евангелия от Луки, а Евангелия Господня, на базе которого было написано Евангелие от Луки.Лк.6:31. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Если заглянуть в работу Чарльз Б. Уайта «История христианской религии к двухсотому году», изданной ещё в 1881 году, в которой автор, пользуясь исключительно педантичными записями ересиологов, восстановил Евангелие Господне, привезённое в Рим Маркионом около 142 года, то сомнений в том, что стихи 24 по 49 включительно в главе 6 такие же, как у Луки.
Впрочем, данное выражение встречается и в Евангелии от Матфея, глава 7 строфа 12:
И хотя, Евангелие от Матфея также писалось с Евангелия Господня, что уже давно является очевидным фактом, здесь это «золотое правило» буквально изуродовано явно позднейшей припиской о законе и пророках, буквально разрушающей логику этого «золотого правила».Мф.7:12. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки
Ну в самом деле, закон и пророки постоянно призывает правоверных наказать, изгнать, истребить, побить камнями, повесить, убить других, не исполняющих закон и пророков, а кто спрашивается захочет, чтобы так поступали с ним?
Похоже, что редактор плохо понимал суть «золотого правила» мудрости, дописывая слова о законе и пророках.
Также, часто приводят, как аргумент более древнего происхождения золотого правила мудрости «Повесть об Ахикаре премудром» - древнеассирийский памятник наставительной мудрости, датируемый второй половиной седьмого века до нашей эры. Само имя Ахикара даже трижды упоминается в книге Товита. Но, при внимательном рассмотрении и анализе этого памятника, исследователи приходят к следующему выводу:
А в случае некоторых позднейших списков, прямо высказывается мнение, чтоХотя «Повесть» нередко упоминается как исторически наиболее ранний текст, в котором содержится золотое правило, – наличие золотого правила, как такового в древних версиях вызывает сомнения
Р.Г.Апресян, Случай Ахикара (К происхождению морали), // Философия и культура. Научный журнал. 2008, № 9. С. 74–86нет никаких оснований не считать её вставкой христианского переводчика
https://iphras.ru/uplfile/ethics/biblio ... _art.html
Итак, не смотря на всевозможные мнения о более древнем происхождении и смешении с различными правилами нравственности, с определённой степенью уверенности можно утверждать, что впервые «золотое правило» мудрости, не подразумевающее никаких исключений в своей всеобщности, появляется в Евангелии Господнем.
А значит, авторство этого «золотого правила» мудрости можно оставить за Спасителем.
Попробуем немного глубже заглянуть в суть этого «золотого правила» мудрости.
Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Фраза эта звучит в так называемой нагорной проповеди. Но, ведь если вдумчиво отнестись к содержанию этой фразы, то можно увидеть, что вся нагорная проповедь плавно входит в её суть.
Разве полезете вы в драку, или будете судить, или отнимать что-либо у другого, или лгать и лицемерить, если не хотите, чтобы люди подобным образом поступали с вами? Разве будете вы кого-то гнать, наказывать, бить, издеваться и убивать, если не хотите, чтобы люди подобным образом поступали с вами? Разве будете вы грабить людей, заставлять их работать на себя, обрекать других на нищету, прелюбодействовать, изменять, желать жену, дом, поле, имущество другого? Разве захочешь ты взять в кого-либо в рабство, или жить за счёт других людей, и приносить им страдания? Будешь ли невнимательным и не уважать других? Насмехаться над кем-то или гневаться, если не хочешь, чтобы люди подобным образом поступали с тобой?
Просто представьте себе, как будут жить люди, если будут относиться к другим только так, как если бы они хотели, чтобы к ним относились другие.
Разве не это есть Царство Божье на Земле? Разве не в этом есть вся суть учения Спасителя и все его заповеди? Ведь поступая подобным образом, люди преображаются, у них происходит перемена сознания – метанойя, и они воистину становятся сынами Божьими.
Не нужны тогда ритуалы, молитвы, посты, исповеди, жрецы, службы и всё прочее. Не нужна уже сама религия и не важно какому богу вы поклоняетесь. Пусть даже вы вообще атеист.
Просто во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом Знание, Путь и Истина.
____________________________________________________________
Видео версию смотрите на YouTube
https://youtu.be/AwNq3_Jy91Y?si=3Z3gJSZu68hLIi_1
Если YouTube тормозит, смотрите по ссылке ниже:
https://dai.ly/x93sk12