Митраизм, вопросы истории.

Ответить
Saturn
Сообщения: 92
Зарегистрирован: 01 фев 2017, 07:07

Митраизм, вопросы истории.

Сообщение Saturn » 08 май 2019, 14:42

Обнаружил для себя этот раздел. Внезапно!
Стану меньше оффтопить.)
Всегда интересовало влияние предыдущего государственного культа империи на свежеиспеченную "церковь" Константина.
Уверен, вы знаете подоснову проблемы. Поэтому лишь несколько простеньких статей в тему:
https://hist.bsu.by/images/stories/file ... uevsky.pdf
Император в роли главнокомандующего мог стать аналогом или помощником Митры в качестве покровителя воинов, что идейно подходило для экспансионистского Рима. Авестийский Митра выполнял роль посредника между Ахурой-Маздой и землей, Плутарх в трактате «Об Осирисе и Исиде» называет его «богом-посредником». По аналогии таким же посредником между Митрой и римлянами мог быть император. Поэтому изначально римские императоры не препятствовали распространению митраизма, затем они становятся на позиции поощрения.
В эпоху Ранней империи в Риме сформировался императорский культ, ставший краеугольным камнем ее официальной идеологии.
Все римские императоры были главами государственного культа, великими понтификами.... Так культ главных римских богов оказался тесно связанным с традицией государственности, с политической властью. Этот неповторимый идеологический феномен должен был стать стабилизатором римской державы, объединившей разноязыкие народы всего Средиземноморья...
На наш взгляд, именно идейное соперничество и сходство античного христианства и митраизма обуславливало последовательные гонения на митраистов. Святой Юстин и Тертуллиан уже во II столетии нашей эры поражались сходству митраистских обрядов с церковными. Христианские писатели говорили, что это «демоны, соблазняя верных, подражают Церкви». Характерный пример гонений, начавшихся после смерти Юлиана Отступника, приводит Франц Кюмон: «Руины митреумов носят свидетельства насилия их (христиан) опустошающей ярости. Даже в Риме, в 377 году, префект Гракх, в поиске привилегий очищения, предложил в качестве доказательства своей искренности обращения разрушение митраистского храма со всеми статуями, которые он содержал.
Эх, если бы... В этих простых словах заключена главная суть происхождения ортодоксального культа. На смену обожествления самой власти приходит библейский тезис «вся власть от Бога».
Потребовалось значительное время для того, чтобы античное христианство, оппозиционное течение в лоне иудаизма, смогло преодолеть локальный характер. Набрав силу и увеличив число своих последователей, христианство приобрело со временем статус официальной религии имперского общества, а Христос превратился в защитника существующего в нем порядка. С этого времени религиозная нетерпимость становится отличительной чертой римского общества, с превращением христианства в господствующую религию Римской империи впервые возникли представления о ложных богах и различных формах ереси. Все языческие культы и религии характеризовались как ложные и тем самым были обречены на постепенную гибель и забвение. Уничтожались произведения изобразительного искусства, библиотеки, храмы и публичные здания. Так была сведена на нет характерная для древности духовная свобода, дававшая простор для идеологического маневрирования и не требовавшая селективного отбора идеологических догматов.
Согласно словам Э. Ренана, «если бы какая-нибудь смертельная болезнь остановила рост христианства, мир стал бы митраистским».
В процессе становления и распространения митраизм постепенно охватил всю территорию Римской империи и к началу IV века стал официальной доктриной Римского государства. Основными социальными слоями имперского общества, в которых активно практиковался митраистский культ, были военные, рабы, чиновники и торговцы. Пика своего расцвета римский митраизм достигает в III в. н.э., в эпоху «солдатских» императоров. Именно в этом столетии армия, в значительной мере охваченная данным восточным культом, приобрела решающее влияние на власть. Широкая пропаганда митраизма, укоренение других восточных культов разложили древнюю национальную веру римлян, с одной стороны, с другой, сами цезари сводили на нет политический партикуляризм. Вместе с тем, новой религии, чтобы стать вселенской, уже не нужна была тесная связь с государством – вера в митраизме воспринималась не как общественный долг, а как личная обязанность. И если для традиционного римского культа были характерны невнимание к внутреннему состоянию молящегося, часто формально совершаемое религиозное действо, то мистериальные религии (к которым относился и митраизм) предлагали каждому их приверженцу чувство защищенности, непосредственное культовое переживание высочайшей интенсивности, новую жизнь после смерти. Такая религия не подчиняла индивида обществу, своей главной задачей она объявляла обеспечение каждому адепту личного спасения как на этой земле, так и в потустороннем мире. В итоге восточные мистерии открывали перед посвященными радужную перспективу вечного блаженства. Ось нравственности оказалась смещенной: главной целью становилась теперь реализация высшего блага не на земле, а после смерти, в потустороннем мире. Речь шла об осуществлении каких-то идеальных чаяний, поэтому жизнь на земле расценивалась как подготовка к вечной загробной блаженной жизни. Итогом земного испытания могло стать и вечное страдание. В итоге спасение души становится главным человеческим делом.
С 325 года христианство приобрело статус государственной религии в Римской империи. Эпоха господства митраизма закончилась. Император Юлиан Отступник в 361-363 годах попытался вернуть культу «Солнца Непобедимого» статус государственной идеологии Империи, но после его смерти римский трон снова заняли приверженцы христианства. Началось разрушение митреумов и уничтожение культовых предметов и зданий побежденной религии. Христианство стремилось избавиться от своего главного идейного соперника, последней языческой официальной религии Римской империи. Возможно, это объясняется необычайным сходством между ними, о котором шла речь выше.
Дополнительно, счел нужным привести статью Павла Глобы - прошу не делать спешных выводов, предосудительного в ней почти не нашел:
https://maelinhon.org/mitraizm-i-hristianstvo/
НЕ сочтите меня за последователя или зороастрийца, но статья показалась интересной, хоть и не научной от слова совсем.
На сладкое, я предлагаю коротенькую статью, проливающую возможный свет на саму суть движения - да и самого образования митраизма:
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1404660861
Классический автор Эвбул, чьи работы относятся ко второму столетию, отмечал, что митраистический храм считался «образом космоса».

Светлана
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 06 июн 2018, 08:32

Re: Митраизм, вопросы истории.

Сообщение Светлана » 05 июн 2019, 13:38

Интересно. Прочитала статью Глобы. Хорошая статья.

Хотелось бы добавить, что в основе культа девы Марии – культ Исиды, который был распространен в Риме в первые века нашей эры. В книге Марии фон Франц «Кошка. Сказка об освобождении фемининности» доступным языком об этом повествуется в одном месте. И других книг, статей и работ об этом много. Например, такая:
https://cyberleninka.ru/article/v/sravn ... istianstve

Одним из первоисточников является роман «Метаморфозы» Апулея. Апулей жил во втором веке и был, как считают исследователи, приверженцем культа Исиды, возможно даже жрецом.
Словами: «Царица небесная» и «Матерь божья» обращались в молитвах к Исиде, матери бога Гора (у Апулея есть подобная молитва в повествовании). Многое, что мы видим в образе Марии – это от Исиды. Начиная с канонических изображений (Всецарица – на троне, и все изображения с младенцем Христом). Звезды на одежде – такие были на одежде Исиды. Розы – символ девы Марии – были символом Исиды. Мария, сменяя Исиду, взяла на себя её «функции» - стала защитницей всех бедных и обездоленных, вдов, сирот, а также путешествующих (особенно морем). В христианстве много Одигитрий и молитв Богоматери как заступнице в путешествиях.

Ещё интересно, что гностический крест (который считается, как я понимаю, раннехристианским) в точности повторяет анкх – древнеегипетский крест, означающий вечную жизнь. Исида часто изображалась с этим крестом в руках.

Все римские богини считались ипостасями Исиды.

Ещё, совсем недавно, перечитывая кое-что в «Бегущей с волками», наткнулась на такой праобраз евангельского мифа. Если верить Клариссе Пинколе Эстес, то:
«…Есть и менее известные истории о Персефоне, в которых она выносит разные муки: висит три дня на Древе Мира, чтобы спасти души тех, кто сам недостаточно страдал и потому не сумел углубить свой дух».

Правда никаких других источников этой истории я не смога найти.

Ответить