Страница 1 из 2

Змей в иудаизме

Добавлено: 11 окт 2011, 09:44
dascher
На днях обнаружил во фрейндленте, что Еврейская глубинная мудрость - http://meirbruk.livejournal.com/291479.htmlпишет следуюшее:
Есть люди, у которых включен механизм самообвинения, который отравляет их
жизнь. Они чувствуют себя недостойными — высоких чувств и достижений.
Их животное начало все время «опускает» их, словно утверждая «Рожденный ползать
— летать не может». Это одна из программ того самого «Змея», который нас
спровоцировал в Райском Саду. Убирание программы Змея — откроет нам путь к
умению радоваться, то что мы совершаем в Суккот. Избыток подобной программы
«Змея» содержится у многих наших бывших соотечественников, которые часто говорят
при встрече с духовностью «Я человек грешный, я в Союзе столько всего натворил,
что мне закрыт путь к духовности и религии». Это работает тактика внутреннего Змея, который не хочет выпускать «жертву», «обвив» человека своими «кольцами».
В Йом-Кипур мы уподобляемся «ангелам», которые как птицы должны «упорхнуть» вверх из
«объятий» Змея, не выпускающих человека. Тот кого обвил Змей — не может сдвинуться вбок, но может тянуться вверх — и выскочить из этой коварной программы самообвинения, которая «окружила» человека.

Все кажется таким правильным и красивым, но, возникает законный вопрос — а кто такой Змей в
иудаизме?
Покопавшись во всевозможных источниках, обнаруживается, что по этому вопросу, как
говорится согласно известной поговорке, "два еврея - три мнения."
1) Мнение первое. Змей - это вообще не персонаж и не конкретное существо. Это аллегория, символизирующее йецер-ара, злое начало в человеке. Кстати, интересный тезис на эту тему:
Мудрецы говорят (Бэрейшит Рабба 9): «Хорошо — это йецер а-тов (доброе начало), весьма
хорошо — это йецер а-ра».

2) Мнение второе. Змей - это всё-таки сатана (ангел-служитель Бога), по мнению
современного иудаизма:
"Змей, он - Сатан, он же - дурное побуждение" ( Талмуд , трактат Бава Батра) в
Каббалистических книгах же Сатан или Самаэль назван «первоначальным змеем»
(нахаш а-кадмони)." В Пиркей де-рабби Элиэзер и в Йалкут Шимони рассказывается, как Всевышний пнул Самаэля с неба за то, что тот соблазнил Адама и Еву."
Спрашивается, с чего бы Всевышнему пинать с неба своего хорошего и верного служителя, по мнению
современного иудаизма? Значит, он всё-таки совершил гнусность и мерзость перед Богом, введя людей в первородный грех, за что и был низвергнут с небес Всевышним.
3) Мнение третье: змей - это никакой не персонаж по имени сатана, не йецер-ара, а некое фантастическое существо животного мира, жившее тогда, обладавшее разумом и умевшее говорить:
"Мы узнаем, что змей был раньше похож на человека, ходил на двух ногах, у него были уши, и он умел разговаривать (Берешит Рабба 19:1, 20:5, Санхедрин 59в, Авот де рабби Натан, 1,5). Мы также знаем, что у него были крылья (Пиркей де рабби Элиезер, 13). В таргуме Псевдо-Ионатана сообщается, что именно из-за того, что змей искушал Еву, он вынужден теперь каждые семь лет сбрасывать кожу и под языком у него смертельный яд (3:15). Эта деталь добавляет еще один штрих к этиологической легенде о змее. Вообще, согласно всем источникам змей был очень красив и обаятелен. В мидрашах Берешит Рабба (19:1) и в Пиркей де рабби Элиезер (13 глава) он даже сравнивается с верблюдом, а для восточного человека такое сравнение - очень положительная характеристика."
В общем, складывается мнение, что современные иудеи просто не могут определиться, что
за змей в книге Бытие. И разные талмудисты выдают весьма разные ответы, порой противоречивые и взаимоисключающие. Ну совершенно речь о разном. То змей - это сатана, то змей - это некая аллегория, говорящая об йецер ара (дурном начале) человека, то змей - это некое фантастическое существо животного мира. В общем, согласно русской народной поговорке, без стакана не разберёшься в талмудических и каббалистических тезисах относительно этого вопроса.
Копья ломаются, и в среде иудейских мудрецов появляются и такие мнения:
"Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых сотворил Господь Бог ..."
Есть три мнения о рассказе про змея и его речи, понять которые я не смог.
Первое мнение говорящих, что вначале змей был создан разумным, обладающим
даром речи и прямоходящим, однако за грех свой был лишен разума и дара речи
и были отрезаны ему ноги.
Однако лишение разума есть наивысшее проклятие, как же оно не было упомянуто?!
Второе мнение говорящих, что разговаривающий змей был Сатана, такого мнения
придерживается гаон Саадия и другие, но это ничего не стоящая ерунда.
Третье мнение есть мнение Учителя (Маймонид, Рамбам. Абарбанэль называет его так в
связи с книгой «Учитель Колеблющихся», которую написал Рамбам) и держащихся
союза с ним. Оно состоит в том, что у этих строк Писания нет прямого, поверхностного
понимания, но они суть аллегория, намек из высшей мудрости. Но я уже говорил
тебе, что не следует отвергать рассказов, о бытии которых свидетельствует Тора.
Посему мое мнение о речах змея и понимании всего этого отрывка я скажу тебе здесь.
Слушай же основу этой главы: змей вообще не разговаривал с женщиной,
и женщина не разговаривала со змеем, ибо змей не обладает даром речи и не
сказала Тора: «И открыл Господь уста змея», как она сказала про ослицу Билама,
ибо там ослица действительно разговаривала чудесным образом, но про змея не сказано
так, ибо он вообще не разговаривал ни естественным, ни чудесным образом.
Дело же было так. Женщина, увидев змея, ползающего по дереву и поедающего
его плоды и при этом не умирающего и не терпящего никакого вреда, думала и
исследовала про себя, будто разговаривая со змеем, который, двигаясь по дереву и
вкушая его плоды, будто говорил ей: «Не умрете вы и т.д.», а она мысленно отвечала
ему. Это подобно стиху: «Обучал его у животных и у птиц учил мудрости» (Иов
35:11). Женщина, как бы умудрялась у змея, и именно это приписывала ему Тора. И не
думай, что слова «И сказал он женщине» (Быт. 3:1) противоречат сказанному мной,
потому что в этом слове «сказал» подразумеваются действия змея и мысли,
пришедшие от этих действий на ум женщине. Это подобно стиху из Иова: «Спроси у
скота, и научит тебя, у птицы небесной, и скажет тебе» (Иов 12:7), или там же:
«Побеседуй с землею и наставит тебя, и расскажут тебе рыбы морские» (Иов 12:8).
И в другом месте: «Бездна сказала: не во мне она, и море сказало: не со мной» (Иов
28:14), «Разруха и смерть сказали: своими ушами слышали мы весть о ней» (Иов 28:22).
Также и Давид сказал: «Хвалите Господа от земли, рыбы великие и все бездны ...»
(Псалмы 148:7). Известно, что все эти создания не обладают разумом и речью и не могут
ни «сказать», ни «хвалить», но действиями своими они «скажут» и «восхвалят», как
если бы они обладали речью. Также и здесь про змея сказано, что он был хитрее всех
зверей полевых, не сказано «птиц» и не сказано «человека», ибо хитрость его
заключалась не в разуме и не в сильном аргументировании, но лишь в поедании
древесных плодов, что не могли делать другие полевые звери. И сказано: «...
которых сотворил Господь Бог» (Быт. 3:1), т.е. Творец специально сделал змея
хитрее в этом других зверей, дабы испытать Хаву и Адама, ибо женщина, наблюдая
действия змея, исследовала мысленно возможность поедания этих плодов, как
будто змей говорил с ней.
Итак, истинно, что все последующее зло было причинено змеем и из-за него все произошло,
но сам он ничего не говорил.

Взято отсюда: http://jedwabny.narod.ru/translations/R ... Snake.html

Забавно! Напоминает байки псевдоочивидцев в духе «было так». Но, посмотрим объективно-
был один вариант события. А мудрецы считают по-разному, каждый по-своему. У каждого свой взгляд на это Библейское событие.
Первый мудрец (Сончино) говорит - что змей был разумным и говорящим.
Второй мудрец (Саадия Гаон) говорит - что в виде змея был сатана.
Третий мудрец (Рамбам) говорит - что это вообще всё аллегория.
Чётвертый мудрец (Абарбанель) говорит - что это реальные события, но
на самом деле это был обычный змей и с Евой он не говорил. Причём он называет
мнение второго мудреца ничего не стоящей ерундой.
Так что это получается? Ведь двух (и более) вариантов быть вроде не может. Было что-то одно.
Либо змей говорил с Евой, либо нет. Либо был там сатана, либо нет. Что-то одно. Так что в
любом случае выходит, что кто-то из мудрецов неправ.
Либо сами иудеи просто не знают, кто же такой этот Змей и их фантазии в этом славном деле
достигают необычайных, прямо скажем б_жественныж, высот.
Книга "Медраш рассказывает" излагает по Пиркей Рабби Элиэзер близко к тексту :
Ангелы на Небесах воскликнули: "Придумаем план, как заставить Адама согрешить перед своим Творцом!"
Самаэль был самым великим среди ангелов. Он полетел вниз на землю, дабы найти существо, подходящее для того, чтобы искусить Адама и Хаву и заставить их преступить заповедь Ашема. В конце концов он не встретил никого, кто по хитрости мог бы сравниться со змеем.
Надо сказать, что первоначально Ашем сделал так, что змей был выше всех остальных тварей, для того чтобы служить людям. С этой целью змей был наделен двумя свойствами: даром речи и способностью к прямохождению.
Итак, для своей цели Самаэль избрал змея. Спустившись с небес, он оседлал его, как если бы тот
был верблюдом, и вселил в змея свой дух. Впредь все, что змей ни говорил, было внушено ему Самаэлем.


Ну вот, здесь мы уже видим прямоходящего красавца, наиумнейшего среди прочих, да еще
умеющего говорить человеческим языком.
И зачем, спрашивается, при таком количестве достоинств ваять людей? Но, байка эта
весьма популярна в иудаизме:
Змей был хитрецом, лжецом и еретиком. Имея ноги он был похож на верблюда и был очень удобен для верховой езды. Самаэль (ангел) любил ездить на нем. На его спине он чувствовал себя легким и сильным. И он решил восстать против Бога. Для этого он привел змея в райский сад.
Змей соблазнил Еву и возлег с ней (а некоторые говорят что это была Лилит перевоплотившаяся в змея). Потом и сам Самаэль возлег с Евой. А после двоих и Адам возлег с ней. От змея и Самаэля родился Каин а от Адама -Авель.
Мудрецы талмуда рассказывают что змей посеял в Еве нечистоту. От этой нечистоты родился Каин и от нее люди должны были очиститься. Но люди продолжали разлагаться и тонули в этой нечистоте. Только народу
Израиля удалось очиститься. Каким образом? Авраам родил Исмаила и вместе с семенем изверг нечистоту. И только
потом родил Исаака. Так же и Исаак сначала родил Эсава и изверг нечистоту, и только потом родил Яакова. Яаков и стал праотцом Израиля, Исмаил праотцом арабов а Эсав праотцом римлян. Но и израильтяне очистились не полностью. Так как последняя возможность очищения была во время дарования Торы, у горы Синай, но тогда
согрешили они тельцом и нечистота идолопоклонства прилепилась к ним.
Есть же и иные, кто говорит что нечистота смешалась с семенем Адама, когда он возлег с Евой, после змея. И в результате породил Адам чертей и духов.
Все это смешение прилепилось к Адаму довольно хронически. В процессе соития змей сбросил кожу, или сам Элохим снял с него кожу дабы ослабить его. И эта снятая кожа прилепилась к Адаму и Еве, как сделанные одежды кожанные.
А поверх этой одежды одели другие – сделанные из кожы левиафана.
После всех этих перепитий – змей поселился в мире мглы, под миром божественным. Но иногда он выходит
оттуда дабы поиграть с Шехиной.
Среди других змеев был «Змей Тверди небесной» украшение которого – звезды, которые мы видим. Были и земные змеи, которых использовали колдуны и ворожеи.

http://blend.org.ua/?p=24

Вот так вот, с легкой руки интерпретаторов иудейских сказок появляется синдром
вражды и неуважения к «нечистым» народам типа арабов и римлян.
Мало того, на этом вполне примитивном фольклоре, возносимом до некой святости, люди пишут диссертации, впрочем, так и не находя вразумительного объяснения тому, кто
такой Змей в иудаизме. Опять, сплошь и рядом еврейские народные сказки,
основанные исключительно на сказках же:
Одно из ранних описаний змея встречается в книге Иосифа Флавия "Иудейские древности". Здесь, когда описываются проклятия в адрес змея, мы узнаем, что до грехопадения у него был голос и ноги. (1Кн., гл.1:4). Это, казалось бы, логически следует из того, что он говорил, а так же из того, что в Библии упомянуто проклятие в адрес змея: "ты будешь ходить на чреве твоем" (Быт. 3:14). Однако подобного описания змея в Библии нет, и Флавий как бы добавляет от себя недостающие фрагменты этиологического рассказа.
В апокрифах змей, если и упомянут, обычно не получает особого описания. Как мы видели, он довольно часто заменяется фигурой дьявола. Только в псевдоэпиграфе "Жизнь Адама и Евы", где не совсем ясно, кто назван змеем – сам змей или сатана, который в него вселился, сказано, что он подошел к Еве в виде ангела (Ап. Мос. 17). В том же тексте, когда речь заходит о проклятиях, о змее говорится: "… на груди и животе будешь передвигаться, лишенный рук и ног своих. Не останется у тебя ни уха, ни крыла, ни единого члена из тех, которыми ты заманил их…" (Ап. Мос. 26). 51 Ангелоподобность, по-видимому, и заключалась в наличии у змея крыльев.
Этиологический элемент в этом псевдоэпиграфе значительно усиливается, по сравнению с библейским.
В раввинистических текстах все эти элементы характеристики змея сохраняются.
Мы узнаем, что змей был раньше похож на человека, ходил на двух ногах, у него были уши, и он умел разговаривать (Берешит Рабба 19:1, 20:5, Санхедрин 59в, Авот де рабби Натан, 1,5). Мы также знаем, что у него были крылья (Пиркей де рабби Элиезер, 13). В таргуме Псевдо-Ионатана сообщается, что именно из-за того, что змей искушал
Еву, он вынужден теперь каждые семь лет сбрасывать кожу и под языком у него смертельный яд (3:15). Эта деталь добавляет еще один штрих к этиологической легенде о змее. Вообще, согласно всем источникам, змей был очень красив и обаятелен. В мидрашах Берешит Рабба (19:1) и в Пиркей де рабби Элиезер (13 глава) он даже
сравнивается с верблюдом, а для восточного человека такое сравнение - очень положительная характеристика.
В поздних мидрашах и в тагруме Псевдо-Ионатана, как и в псевдоэпиграфе Жизнь Адама и Евы, вместе со змеем или даже вместо него третьим участником Эденских событий оказывается сатана, или Самаэль, падший ангел, который под видом змея беседует с Евой. В таргуме Псевдо-Ионатана сказано: "и увидела женщина Самаэля, ангела
смерти и испугалась, и узнала, что дерево приятно для глаз... и ела" (2:6). Самаэль, скорее всего, и был змеем, иначе его роль непонятна - Ева его просто увидела, испугалась, и тут же поняла, что дерево приятно для глаз. Самаэль фигурирует в рассказе и дальше - он, оказывается, является отцом Каина в то время как Адам
- отцом Авеля (4:1), но это особый сюжет. Кроме того, Самаэль в точно такой же роли выступает и истории грехопадения, рассказаной в мидраше Пиркей де рабби Элиэзер. Там про него сказано, что он был важной фигурой на небесах (Пиркей де рабби Элиэзер, 12)

(Из диплома М.Каспиной) - http://machanaim.livejournal.com/217439 ... ad=2443871



Быть может еврейская электронная энциклопедия способна что-то прояснить:
ЗМЕЙ (נָחָשׁ, нахаш), в библейском рассказе (см. Библия) об Адаме и Еве — враг человека, который соблазнил Еву
вкусить от запретного плода с древа познания добра и зла, а она склонила к грехопадению Адама, за что Адам и Ева
были изгнаны из Сада Эдемского. Адам нарек свою жену Хавва; это имя обычно связывается со словами хай, хаим (`живой`, `жизнь`), но в раввинистической экзегезе оно связано с арамейским хевия (`змея`; ср. корень хвт в имени
финикийского бога-Змея), ибо Змей был ее совратителем, а она стала «змеем»-совратителем Адама. В наказание
за этот поступок Бог обрек Змея ползать на брюхе, питаться прахом, а также положил вечную вражду между ним и человеком (Быт. 3:14–15). Библия сравнивает злоязычие с ядом аспида (Пс. 140:4; русский перевод 139:4). В одном из аггадических (см. Аггада) мидрашей Сатана послал Змея соблазнить Еву (ПдрЭ. 13), в другом — Змей сам хотел привести Еву к грехопадению, потому что вожделел к ней (Сот. 9б и др.).
В Талмуде позволяется убить змея даже в субботу (Шаб. 121б). Но так как ядовитые змеи, как правило, не нападают на человека первыми, законоучители постановили, что чтение Амиды нельзя прерывать, «даже если змея
обвилась вокруг ноги» (Бр. 9а), если она не собирается ужалить молящегося (ТИ., Бр. 9а). В то же время для избавления от мышей в некоторых домах держали ручных змей (Быт. Р. 19:10).
В Израиле обитают 32 вида змей, 18 из них не ядовиты, а из 14 ядовитых лишь семь опасны для человека. Библейское название ядовитых змей — сараф. В Библии упоминаются четыре вида змей (все — ядовитые): цефа
(или циф‘они), эф‘э, шфифон и петен. Библейская цефа отождествляется с израильской гадюкой
— это единственный вид ядовитых змей, обитающий в населенных местах страны.
Она откладывает яйца, в то время как все остальные виды гадюк — живородящие. Эф‘э упоминается в Библии как опасная пустынная змея (Ис. 30:6). По-видимому, это змея вида Echis, две разновидности которого обитают в пустынных районах страны. Яд этой змеи очень опасен, хотя она редко жалит людей, поскольку живет
в отдалении от населенных мест.
Септуагинта отождествляет шфифона со змеей вида Cerastes, одна из разновидностей которого
обитает в Негеве. Эта змея зарывается в песок и подкарауливает жертву. Петен — это, вероятно,
египетская кобра, она не водится в Израиле, но, возможно, иногда достигает Южного Негева. Это наиболее опасная
змея во всем районе (ср. Иов 20:14–16). Кобру использовали заклинатели змей; Библия отмечает, что она не всегда послушна дрессировщику (Пс. 58:5–7; русский перевод 57:5–7). Черный петен (Walterinnesia aegyptia) —
опасная ядовитая змея, обитает в Иудейской пустыне. В постбиблейских источниках упоминаются три вида ядовитых змей — хаварвар, арвад и ахнай, однако их идентификация затруднительна.
Медный змей (нехаш нехошет), символ, который Моисей по повелению Бога сделал и поместил на
знамя (Чис. 21:6–10) во время скитаний по пустыне после Исхода из Египта. Этот символ должен был спасать
народ от укусов ядовитых (срафим — буквально `обжигающих`) змей, которых Бог наслал на израильтян за то, что они роптали на Него. Существовало поверье, что ужаленный, взглянувший на Медного змея, остается жив. Хотя в Пятикнижии Медный змей не являлся объектом культового поклонения, царь Хизкияху (начало 8 в. до н. э.) повелел разбить его изображение во время проведения религиозной реформы (II Ц. 18:4). Очевидно, к этому периоду Медный змей, получивший название «Нехуштан» (II Ц. 18:4), стал связываться с идолопоклонством (ср. змей как религиозный символ в ханаанейском культе плодородия и т. п.).
Мишна объясняет, что сам Медный змей не приносил исцеления — он лишь служил указанием на то, что израильтяне исцелятся, если поднимут взгляд вверх и подчинят свое сердце воле Бога. Вместе с тем законоучители одобряли поступок Хизкияху, так как со временем Медный змей превратился в объект языческого почитания.

http://www.eleven.co.il/article/11636

Возможно, ответ об идентификации Змея кроется именно в том, что Моисей поместил на знамя? Как мы знаем, на знамена обычно помещают некие символы, которые святы для людей, ходящих под этими знаменами. Ну как тут не вспомнить стойкую ассоциацию ветхозаветного бога с образом змея с мордой льва, образ и деяния которого так наглядно описанны в Апокрифе Иоанна.
Получается опять, как в еврейском анекдоте — Сам запретил, Сам соблазнил и Сам себя же проклял!
На ум приходит лишь одна расхожая фраза из Корана - «Аллах - наилучший из хитрецов»!

Re: Змей в иудаизме

Добавлено: 02 мар 2012, 18:23
don-ki-hot
Как по мне то змей это Яхве. В Танахе об этом говорит книга Премудрости Иисуса:
17:5,6
Он (Яхве) дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения,
исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло.

Яхве искуситель давно прикалывался и играл с человеками. То он типа праведник, то мясо раскидывает, то выгоняет за то что люди вкусили от дерева познания добра и зла, то сам их на это толкает... То за всесожжения то против... Шухерной короче и непостоянный. :ne_vi_del: :-)

Re: Змей в иудаизме

Добавлено: 02 мар 2012, 21:24
dascher
don-ki-hot писал(а):Как по мне то змей это Яхве. В Танахе об этом говорит книга Премудрости Иисуса:
17:5,6
Он (Яхве) дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения,
исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло.

Яхве искуситель давно прикалывался и играл с человеками. То он типа праведник, то мясо раскидывает, то выгоняет за то что люди вкусили от дерева познания добра и зла, то сам их на это толкает... То за всесожжения то против... Шухерной короче и непостоянный. :ne_vi_del: :-)
Да, парень он был шухерной, эт точно - viewtopic.php?f=21&t=180 :co_ol:
Да еще и своего родителя не уважал :
"После того, как Свет из первого архонта (Эла-Ялдаваофа) был удален, он потерял силу и могущество, которое было в нем, по сравнению с другими архонтами. Это и могло явиться причиной того, что кто-то из его же созданий, постепенно набрав силу, сумел вобрать в себя своего создателя и занять его место. О такой ситуации может свидетельствовать множество мифов из различных политеистических религий, в которых сын верховного бога, зачастую при помощи матери или других богов, уничтожает тем или иным образом или поедает своего отца, становясь верховным божеством".
viewtopic.php?f=26&t=183

Re: Змей в иудаизме

Добавлено: 02 мар 2012, 22:13
don-ki-hot
dascher
Оо, спасибо. Круто подмечено. А я как то и не вдумывался в смысл его фразы - "я буду кем я буду".

Re: Змей в иудаизме

Добавлено: 02 мар 2012, 22:28
dascher
don-ki-hot писал(а):dascher
Оо, спасибо. Круто подмечено. А я как то и не вдумывался в смысл его фразы - "я буду кем я буду".
Кстати, насчет змея, если помните из АИ, то змей с мордой льва, то есть протоархонт и есть тот самый змей и его титул Эль. Все последующие его порождения имеют такую приставку-титул Эль или Элохим (фактически Змей или Змеи). Отсюда всякие Габриэли, Самаэли и т.д. В том числе и Яхве Элохим, то есть боги (змеи) Яхве(Яху) - боги шумеро-аккадские и ханаанские, местечковые. Лишь только потому, что сказания моавитянских рабов дошли до нас в виде почитания этого божка, как единого бога, он получил такую значимость в глазах современного человечества. Так что, Яхве-Яху это всего лишь один из многих детей Змея и сам, соответсвенно, змей.

Re: Змей в иудаизме

Добавлено: 04 мар 2012, 02:08
costashu
Изображение

Re: Змей в иудаизме

Добавлено: 03 апр 2013, 11:35
Борух
don-ki-hot писал(а):Как по мне то змей это Яхве. В Танахе об этом говорит книга Премудрости Иисуса:
17:5,6
Он (Яхве) дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения,
исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло.

Яхве искуситель давно прикалывался и играл с человеками. То он типа праведник, то мясо раскидывает, то выгоняет за то что люди вкусили от дерева познания добра и зла, то сам их на это толкает... То за всесожжения то против... Шухерной короче и непостоянный. :ne_vi_del: :-)
Изображение Змея использовали как знак Христа на кресте, искупляющего грехи мира. Изображения змеи,прибитой к кресту, которые встречаются в средневековом христианском искусстве, стали, таким образом, символом воскрешения и превосходства духа над плотью....

Re: Змей в иудаизме

Добавлено: 03 апр 2013, 11:46
Борух
costashu писал(а):Изображение
В Новом Завете мы читаем:

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,» (Ин. 3:14)

Вознесенный медный змей (нахаш нехошет) - это прообраз Иисуса Христа.

Re: Змей в иудаизме

Добавлено: 03 апр 2013, 13:04
costashu
это обман. Гигантское святотатство

Re: Змей в иудаизме

Добавлено: 03 апр 2013, 13:09
costashu
вроде жабы на алтаре