АПОКРИФИЧЕСКИЕ АПОКАЛИПСИСЫ

Ответить
ael
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 25 дек 2015, 00:27

АПОКРИФИЧЕСКИЕ АПОКАЛИПСИСЫ

Сообщение ael » 16 апр 2017, 10:33

Петев Николай Иванович АПОКРИФИЧЕСКИЕ АПОКАЛИПСИСЫ: РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

..Отметим, что содержание апокрифических апокалипсисов зачастую не соответствует либо в каких-то моментах противоречит традиционному Откровению Иоанна Богослова: «Апостольские послания обладают специфическими чертами, от которых не отказывались и авторы апокрифов.

Но практически ни один из позднейших апокалипсисов не подражает Откровению Иоанна – мы находим лишь некоторые общие черты» [Там же, c. 6]. Апокрифические апокалипсисы не обладают такой сильной символичностью как Откровение Иоанна Богослова. Зачастую, авторы либо впадают в восхваление и оптимизм, либо в хуление и пессимизм. Откровение Иоанна Богослова не рисует ни оптимистичной, ни пессимистичной картины. Наоборот, оно является отражением реальности. Кроме того, многие апокрифы несут в себе отрицательное или критическое отношение к Богу.

Например, в Откровении Ездры пророк вступает в конфликт с Богом, защищая грешников. При этом автор данного текста неоднозначно намекает на бессилие и жестокость Бога: «И сказал Бог: “Не в Моей власти по- миловать их”» [Там же, c. 202]. А также далее по тексту: «И сказал Бог: “Грехи ваши превосходят благость Мою”» [Там же, c. 203]. Бог может простить всех, кто желает прощения. По христианской традиции Господь всесилен, единственное, что ему не властно – это сердца людей. Он готов простить любого, кто впустит Его в своё сердце. Но как простить того, кто не хочет этого прощения. Ведь смысл конца света в том, чтобы люди осознали свои грехи и, моля о прощении, получили его.

Оплот силы религии и Церкви – вера. В языческих религиях боги почитались. Христианский Бог есть любовь, благо в высшей форме его проявления. Но некоторые апокрифы говорят, что сила Бога в жестокости Его и страхе людей: «Мы здесь от благочестивых мужей – тех, что проводят жизнь свою во всяческом благочестии, в страхе пред именем Божиим. Повели, Господи, чтобы до конца пребывали они в праведности Твоей» [6, c. 384]. Особой жестокостью отличались языческие боги, особенно это видно по древнегреческой мифологии, когда боги, пытаясь создать идеального человека, уничтожили несколько поколений людей. Также в качестве примера можно привести миф о титанах, первых богах, убивающих своих детей.

В христианстве же Бог выступает как идеал справедливости, но не как жестокий тиран. Существует апокриф «Откровение Иоанна Богослова». Авторство данного апокрифа приписано Иоанну Богослову, чьё Откровение вошло в список канонической литературы. Само авторство сомнительно, и апокриф не имеет практически ничего общего с каноническим текстом. Апокриф представляет собой упрощённую версию оригинального Откровения с некими изменениями и дополнениями. Сложно сказать, принадлежит ли этот текст Иоанну Богослову или нет, но то, что между каноническим текстом и апокрифом мало общего, является фактом.

В состав апокрифа «Откровение Иоанна Богослова» входит текст «Речь Пронои», который пропитан мистицизмом и эзотеризмом: «Я же, Проноя совершенная Всего, преобразовывалась в моем потомстве, ибо я была сначала ходящей по всем путям, ибо я – богатство Света, я – помысел Плеромы <…> И я пробудила его и запечатлела его в свете воды пятью печатями, чтобы смерть не имела силы над ним отныне. И вот теперь я вознесусь к совершенному Эону» [5, c. 301].

Отметим, что «Речь Пронои» больше напоминает гностический текст, так как форма и стиль изложения не характерны для традиционной канонической литературы. Термин «Эон» зачастую используется современными мистиками. Кроме того, данный термин является одним из центральных в работах Алистера Кроули. Необходимо отметить, что в «Речи Пронои» присутствует термин пяти печатей. Это также указывает на мистический, а не на канонический характер апокрифа «Откровение Иоанна Богослова», так как в канонической традиции говорится о семи печатях

Ответить