Метаморфозы раннехристианской проповеди

Ответить
skifos
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 18:56
Откуда: Севастополь

Метаморфозы раннехристианской проповеди

Сообщение skifos » 21 апр 2012, 11:15

На весьма интересные мысли навело чтение недавно опубликованных в работах А. Виноградова и С. Сорочана переводов Житий первых епископов Херсонеса.

Агиографическая традиция, о которой идет речь, достаточно поздняя и формировалась с VI по IX, однако сейчас считается, что у общего «Жития» были протографы, которые хранились в местной христианской общине.

Хотя памятник рассказывает о семи мучениках-епископах, проповедовавших христианство в Херсонесе и Скифии, на самом деле о пятерых из них в тексте содержатся лишь краткие упоминания. Все повествование построено вокруг двух фигур, св. епископов Василия и Капитона (последний, при этом мучеником не является, несмотря на то, что учрежденный в РПЦ праздник говорит именно о «семи священномучениках).

В начале XX века российский ученый М. Ростовцев, опубликовавший фундаментальную работу, посвященную античной живописи Юга России, на основе своих наблюдений фресок раннехристианских склепов Херсонеса и анализа «Жития» он пришел к выводу, что в позднеантичном Херсонесе существовало две христианские общины.

Первая была основана миссионерами из Сирии и Палестины, и в течение определенного времени в городе существовала группа христиан, сохранявшая принесенные этими миссионерами традиции. Основателем этой общины считался св. Василий.

В противовес ей другая группа духовенства византийской, имперской ориентации выдвинула на первый план фигуру св. Капитона.

Попробуем сравнивать информацию Житий о жизни и проповеди этих двух епископов. И хотя приходится пользоваться очень поздними и многократно переписанными текстами, разница в том числе и в проповеди налицо:

Св. Василий приехал в Херсонес из Иерусалима, если верить Житию - во время императора Диоклетиана, хотя существует мнение, что его проповедь могла относиться и к более раннему периоду.
Проповедовал единого Бога на небесах, который «Словом (Логосом) и Премудростью (Софией) создал Все и Всему даровал жизнь Духом Своим» (цитируется по греческому житию из минеи XI века).

Жил в пещере, совершил чудо воскресения отрока через крещение, был растерзан толпой жителей города.

Св. Капитон – прибыл из Константинополя в сопровождении 500 римских солдат для поддержки своей проповеди.

Проповедовал «Бога, творца неба и земли, и всякого зла» (!) (цитируется по грузинской минее, текст посвященный святому Василию в этой минее утерян). Грозил сжечь живьем детей жителей Херсонеса, его они не поверят в проповедуемого им Бога. Херсонеситы крестились, так как детей было жалко.

Жил в епископской резиденции в центре города в окружении солдат, скончался в глубокой старости своей смертью (хотя ошибочно многие полагают его мучеником).

Впоследствии, к концу VI века, то есть примерно через 200-300 лет после описываемых событий традиции, связанные с именами св. Василия и св. Капитона были искусственно объединены в одну, как это имело место во вселенской церкви с апостолами Петром и Павлом с их противоречивым и подчас конфликтным пониманием евангельской проповеди.

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 913
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: Метаморфозы раннехристианской проповеди

Сообщение dascher » 21 апр 2012, 11:28

skifos писал(а): Св. Капитон – прибыл из Константинополя в сопровождении 500 римских солдат для поддержки своей проповеди.
500 римских солдат для поддержки проповеди это замечательная деталь, демонстрирующая методы ортодоксов. С такой поддержкой проповедь наверняка будет успешной и позволит объединить хоть бульдога с носорогом! :hi_hi_hi:
А традиции да, прямо как на ладони! :co_ol: Спасибо!
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Аватара пользователя
Элелет
Сообщения: 534
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
Откуда: Рига, Латвия
Контактная информация:

Re: Метаморфозы раннехристианской проповеди

Сообщение Элелет » 21 апр 2012, 11:53

skifos писал(а):На весьма интересные мысли навело чтение недавно опубликованных в работах А. Виноградова и С. Сорочана переводов Житий первых епископов Херсонеса.

Агиографическая традиция, о которой идет речь, достаточно поздняя и формировалась с VI по IX, однако сейчас считается, что у общего «Жития» были протографы, которые хранились в местной христианской общине.

Хотя памятник рассказывает о семи мучениках-епископах, проповедовавших христианство в Херсонесе и Скифии, на самом деле о пятерых из них в тексте содержатся лишь краткие упоминания. Все повествование построено вокруг двух фигур, св. епископов Василия и Капитона (последний, при этом мучеником не является, несмотря на то, что учрежденный в РПЦ праздник говорит именно о «семи священномучениках).

В начале XX века российский ученый М. Ростовцев, опубликовавший фундаментальную работу, посвященную античной живописи Юга России, на основе своих наблюдений фресок раннехристианских склепов Херсонеса и анализа «Жития» он пришел к выводу, что в позднеантичном Херсонесе существовало две христианские общины.

Первая была основана миссионерами из Сирии и Палестины, и в течение определенного времени в городе существовала группа христиан, сохранявшая принесенные этими миссионерами традиции. Основателем этой общины считался св. Василий.

В противовес ей другая группа духовенства византийской, имперской ориентации выдвинула на первый план фигуру св. Капитона.

Попробуем сравнивать информацию Житий о жизни и проповеди этих двух епископов. И хотя приходится пользоваться очень поздними и многократно переписанными текстами, разница в том числе и в проповеди налицо:

Св. Василий приехал в Херсонес из Иерусалима, если верить Житию - во время императора Диоклетиана, хотя существует мнение, что его проповедь могла относиться и к более раннему периоду.
Проповедовал единого Бога на небесах, который «Словом (Логосом) и Премудростью (Софией) создал Все и Всему даровал жизнь Духом Своим» (цитируется по греческому житию из минеи XI века).

Жил в пещере, совершил чудо воскресения отрока через крещение, был растерзан толпой жителей города.

Св. Капитон – прибыл из Константинополя в сопровождении 500 римских солдат для поддержки своей проповеди.

Проповедовал «Бога, творца неба и земли, и всякого зла» (!) (цитируется по грузинской минее, текст посвященный святому Василию в этой минее утерян). Грозил сжечь живьем детей жителей Херсонеса, его они не поверят в проповедуемого им Бога. Херсонеситы крестились, так как детей было жалко.

Жил в епископской резиденции в центре города в окружении солдат, скончался в глубокой старости своей смертью (хотя ошибочно многие полагают его мучеником).

Впоследствии, к концу VI века, то есть примерно через 200-300 лет после описываемых событий традиции, связанные с именами св. Василия и св. Капитона были искусственно объединены в одну, как это имело место во вселенской церкви с апостолами Петром и Павлом с их противоречивым и подчас конфликтным пониманием евангельской проповеди.
Вот, что меня всегда "напрягает" в именах всевозможных святых, особенно посланных из Иерусалима, а также апостолов, это преимущественно греко-латинский характер этих имен. Все мученики и святые, вкупе с некоторыми апостолами, словно сговорившись, носят не еврейские имена, что было бы вполне логично, если учитывать стройный хор твердящих об исключительно "иудейских корнях" античного христианства. А именно греческие или латинские, и в основном так или иначе связаны с досадно мелькающей Александрией...Вот эта Александрия, как бельмо на глазу у Азазелло - оттуда вышли ВСЕ более-менее знаменитые еретики и богословы, с ней так или иначе связаны другие богословы или еретики, будучи учениками первых, вышедших.
И этот Василий - "добрый царь", проповедующий некоего Отца с Логосом и Софией, и Духом, прямо как вторящий Оригену, очень контрастирует с римским "Головастым" Капитоном ( у которого именно латинское имя), насаждающим веру огнем и мечом, и исключительно угрозами, словно по кальке вторящий ветхозаветному Яве, творителю тьмы и света...
Вообще, тут словно отражено противостояние Александрии и Рима - двух враждующих лагерей. Первый был носителем всевозможной ереси, второй - оплот ортодоксии. Не говоря уже о "чудесным образом" воссозданном из заурядного форпоста Иерусалиме, произошедшем аккурат при Константине, который и ортодоксом-то не являлся, только посмертно будучи крещен в арианство, а до этого будучи приверженцем митраизма, и активно выискивавшим "христианские святыни" именно в Иерусалиме, на котором в тот момент и камня на камне не осталось. Может я ошибаюсь, но что-то тут странное в этих совпадениях...

Спасибо за текст! )))
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...

skifos
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 04 апр 2010, 18:56
Откуда: Севастополь

Re: Метаморфозы раннехристианской проповеди

Сообщение skifos » 21 апр 2012, 17:43

Спасибо на добром слове!

Раннехристианские общины Крыма были тесно связаны с Египтом. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки.

Вот хороший пример:

Изображение

На рисунках 1 и 2 фибулы из «варварских» христианских могильников Крыма.

Помнится Вы и dascher раньше часто выходили на разные форумы со своей позицией, поэтому не могу отказать себе в удовольствии кинуть ссылку на нашу дискуссию по вопросу Херсонесских мучеников с известным специалистом по иудаике и христианству в Причерноморье Александром Ефимовым.

http://forum.sevastopol.info/viewtopic. ... 7&t=487586

Имхо, все говорит само за себя – особенно гневное закрытие темы модератором и по совместительству кандидатом исторических наук. Читающий да разумеет.

Замечательный пример «смычки» (как любили говорить большевики) между отечественной наукой и самыми радикальными клерикалами. Даже дореволюционные ученые (которые писали по благословению священного Синода!) для них уже не авторитет.

В последние 10 лет происходит тотальная фальсификация истории христианства в Крыму в духе «От апостола Андрея до митрополита Лазаря» (это бывший наш разведчик в Аргентине, ныне крымский митрополит), на это выделяется куча государственных грантов как в Крыму, так и в России. Печально, в общем, все это.

Аватара пользователя
dascher
Сообщения: 913
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 22:54
Откуда: Рига, Латвия

Re: Метаморфозы раннехристианской проповеди

Сообщение dascher » 21 апр 2012, 20:59

skifos писал(а):Спасибо на добром слове!

Раннехристианские общины Крыма были тесно связаны с Египтом. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки.
Спасибо Вам!
Тесная связь с Египтом видимо обусловлена наличием многочисленных изображений анкха. Но, если мы все-таки примем тот факт, что анкх был первым символом первых же христиан, то все неплохо становится на места. Собственно у меня лично есть достаточно много фотографий артефактов 2-4 веков с изображением анкха, как символа христиан, сделанных собственноручно в музеях Берлина и Лондона. Так что спасибо за фотки, занесу в коллекцию! :a_g_a:
skifos писал(а):Помнится Вы и dascher раньше часто выходили на разные форумы со своей позицией, поэтому не могу отказать себе в удовольствии кинуть ссылку на нашу дискуссию по вопросу Херсонесских мучеников с известным специалистом по иудаике и христианству в Причерноморье Александром Ефимовым.
Да, в свое время мы частенько бродили по подобным форумам, но, скорее с целью научиться полемизировать с подобными фруктами. Примите мои искренние соболезнования, но, основное, что было вынесено из подобных споров, что спорить бесполезно. У подобных людей уже есть железобетонная конструкция в голове, которая им особо выгодна на текущий момент, и даже поколебать ее очень трудно. Социально-политические вопросы, увы, логикой и ссылками не решаются. Пока это выгодно тем, кто проповедует подобное, убедить таковых не представляется возможным.
Есть много животных в мире, имеющих форму человека. (Евангелие от Филиппа 119)

Аватара пользователя
Элелет
Сообщения: 534
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
Откуда: Рига, Латвия
Контактная информация:

Re: Метаморфозы раннехристианской проповеди

Сообщение Элелет » 21 апр 2012, 21:34

skifos писал(а):Спасибо на добром слове!

Раннехристианские общины Крыма были тесно связаны с Египтом. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки.

Вот хороший пример:

Изображение

На рисунках 1 и 2 фибулы из «варварских» христианских могильников Крыма.
Это Вам большая благодарность за предоставляемую информацию! Даже не представляла, что в Крыму находится такой большой пласт, связанный с ранним христианством коптского направления. Потрясающе... dascher уже написал о фото из музеев Берлина и Лондона, если хотите, могу поискать и поделится с Вами коллекциями. Крым вообще очень странный регион, где было собрано столько культур, которые вроде и быть там не должны были, как например принявшие иудаизм хазары (у меня вообще крамольные мысли появляются - уже не были ли Хазария той самой Иудеей??) Но удручает, что в советское время на раскопках творился бардак, например, в том же Неаполе Скифском. Помню, что мне было лет 8, когда мы с бабой ходили по городищу и я даже насобирала всевозможных черепков - и никакой охраны тебе или надзора. Был один престарелый сторож, который беседовал с бабой и удручался, что на месте раскопок все загваздано, так и было. Не знаю, как сейчас, но с таким отношением, много может быть и потеряно, не говоря уже о "грамотности" исследований ученой братии.
skifos писал(а):Помнится Вы и dascher раньше часто выходили на разные форумы со своей позицией, поэтому не могу отказать себе в удовольствии кинуть ссылку на нашу дискуссию по вопросу Херсонесских мучеников с известным специалистом по иудаике и христианству в Причерноморье Александром Ефимовым.

http://forum.sevastopol.info/viewtopic. ... 7&t=487586

Имхо, все говорит само за себя – особенно гневное закрытие темы модератором и по совместительству кандидатом исторических наук. Читающий да разумеет.

Замечательный пример «смычки» (как любили говорить большевики) между отечественной наукой и самыми радикальными клерикалами. Даже дореволюционные ученые (которые писали по благословению священного Синода!) для них уже не авторитет.


В последние 10 лет происходит тотальная фальсификация истории христианства в Крыму в духе «От апостола Андрея до митрополита Лазаря» (это бывший наш разведчик в Аргентине, ныне крымский митрополит), на это выделяется куча государственных грантов как в Крыму, так и в России. Печально, в общем, все это.
Мда...нахлынули воспоминания при "весомых" аргУментах модератора... Рада, что ушла от таких бесед. )) Полемизировать с ним бесполезно, ведь человек уже имеет свою непоколебимую веру и не имеет ни тени сомнений. Поиск начинается, когда рождаются сомнения, а такие "ученые" их, как правило, не имеют: все ровненько и гладко, а любая кочка испортит благопристойный вид. )) Конечно, все это печально. Несмотря на бардак в советское время, тогда хоть книги писались с более широким взглядом на историю раннего христианства, их мало дотировали, но и мало им мешали, что тоже плюс. А сейчас...повальный ПГМ и КГМ, и т.к. народ перестал много читать и самообучаться, то с радостью кушает ту бурду, которую им варят такие "смычки".
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...

ITRO
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 12 апр 2011, 13:06

Re: Метаморфозы раннехристианской проповеди

Сообщение ITRO » 23 апр 2012, 02:06

Вот, думаю: Василий - Василевс (Царь) + имущий определенную власть. А Капитон, не "Каменная" ли "Голова"?
Вопроса:"Кто кого замучал (замочил), у меня, не возникает.
Иерусалим - Капитолина; Василий - Капитон;, как, бОльшая и меньшая посылки...
Небольшая неточность в этом тексте: http://www.graal.org.ua/ru/2009-06-04-1 ... 8-vsilieos
"иерусалимский епископ Ермон", - на этом месте появился Иерусалим четверть раза спустя...
Да и мог ли общаться Василий с представителем Капитолия? И в силу каких причин? А может жили в разное время?
Переименование Капитолины несет в себе не только политический, но и символический смысл.
А Константин, не найдя "Святынь, связанных с земной жизнью Спасителя", не уверовал...

ITRO
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 12 апр 2011, 13:06

Re: Метаморфозы раннехристианской проповеди

Сообщение ITRO » 24 апр 2012, 19:38

Наверное, православные по-своему правы считая Капитона мучеником. Правда, в отличи от тех шестерых, замученых при жизни, он страдает после жизни.

ITRO
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 12 апр 2011, 13:06

Re: Метаморфозы раннехристианской проповеди

Сообщение ITRO » 24 апр 2012, 19:50

жизни в теле, рауметься

Аватара пользователя
Элелет
Сообщения: 534
Зарегистрирован: 20 июн 2009, 23:45
Откуда: Рига, Латвия
Контактная информация:

Re: Метаморфозы раннехристианской проповеди

Сообщение Элелет » 25 апр 2012, 22:23

ITRO писал(а):А Капитон, не "Каменная" ли "Голова"?
))) Очень даже похоже. По-моему этих головастых и каменноголовых слишком много получается.)))
Кто ищет выгоды от знания, тот теряет разум.
Intelligo ut credam...

Ответить